Ирада Джалиль, Sputnik Азербайджан
Каждый уголок нашей родины по-своему прекрасен. И неудивительно, что в жаркие летние дни многие из нас, стремясь избавиться от назойливого шума и нескончаемой духоты большого мегаполиса, отправляются в различные регионы страны – за успокоением души и энергетической подпиткой.
Вот и я решила отправиться на выходные в один из районов. Больше всего мне нравятся северные области – близость к Баку и чистый воздух играют в этом не самую последнюю роль. Кроме того, туда можно поехать отдохнуть всего на один день, при этом дорога совершенно не утомительна.
Каждый раз при поездке в Губу (собственно, и на обратном пути тоже) мы обязательно делаем остановку на 95-м километре автотрассы Баку-Сиязань возле пира (священного места – ред.) "Хыдыр Зинда", также известного как "Бешбармаг" ("Пять пальцев"). Остановка и небольшой отдых здесь уже давно стали, так сказать, частью обязательной программы всех путешествующих на север страны. Крупнотоннажные контейнеровозы, фуры, а также автомобили, направляющиеся в столицу и обратно – все останавливаются в этом месте.
Вот и на этот раз, возвращаясь из Губы, мы сделали остановку возле "Бешбармага". Это место расположено на 445 метров выше уровня моря. Сам пир расположен в пяти километрах в стороне от трассы. Дорога, ведущая туда, летом пыльная, а зимой – скользкая, поэтому многие не идут в сам пир, а оставляют пожертвования в nəzir qutusu (специальные коробки для пожертвований), чтобы благополучно завершить свой путь, затем покупают еду и питье на дорогу, и, справив естественную нужду, продолжают свой путь.
Так продолжается уже многие годы и даже десятилетия. Однако, в последнее время эта территория стала местом, где расцветает антисанитария. Картина, которая на этот раз открылась перед нашими глазами, была просто удручающей.
Общий вход в туалеты для мужчин и женщин, пыль, грязь, отсутствие элементарных удобств, распространяющийся повсюду запах уличной еды – все это зрелище вызывает чувство отвращения и вместе с тем глубокого сожаления.
В этом месте в настоящее время работает всего один туалет, на котором красуются буквы "М" и "Ж". Вход – 20 гяпиков. При этом женщина на входе недоумевала, что же нас тут не устраивает: "До сих пор никто не жаловался, а что вам не нравится?" Может, она по-своему и права…
Буквально в десяти метрах от туалета в ряд выстроились продавцы кябаба со своими мангалами и торговцы початками кукурузы, которые готовятся здесь же в казанах и ведрах. И что греха таить, все это продается и покупается.
Один из продавцов кукурузы, отметив, что это место весьма удобно тем, кто едет на север страны и обратно, заявил: "Мы всего лишь предлагаем свой товар. Разве кто-то кого-то принуждает покупать? Кому не нравится – пусть ничего не покупает".
Большие фуры, проезжающие по этой трассе, поднимают пыль, оседающую затем на выставленных вдоль дороги товарах, но, похоже, это никого не волнует. Водитель грузовика Казым Мамедов, который задержался здесь и заказал люля-кябаб, говорит, что ездит этой дорогой уже многие годы и каждый раз останавливается в этом месте: "Знаешь, доченька, правда в том, что, будем ли мы есть хорошо или плохо, все равно все когда-нибудь умрем. Я уже привык к здешней еде. По-любому это лучше, чем вообще ничего".
Стоит отметить, что еще немногим более двух недель назад, а именно, 13 июля, Sputnik Азербайджан уже поднимал эту проблему.
Тогда редакция связалась с исполнительной властью Сиязанского района, на территории которого находится основная остановка трассы Баку-Губа. Заместитель главы исполнительной власти Тахмина Бахтиярова заверила нас, что в течение 10 дней на стоянке "Бешбармаг" трассы Губа-Баку будет построен новый туалет с отдельными помещениями для представителей обоих полов. Также будут устранены все остальные недочеты. Однако, как можно убедиться, никакими работами здесь и не пахнет, обещания так и остались на словах.
Конечно, такие остановки нужны, но они должны соответствовать всем санитарным нормам, быть более организованными, чистыми. Да и к тому же, тут даже и не знаешь, как можно назвать ситуацию, когда священные места, куда люди обращаются в поисках обретения надежды и веры, превращаются в нечто неподобающее – то ли грех, то ли элементарное неуважение к верованиям людей…