Салих Йылмаз — профессор, преподаватель университета Йылдырым Беязит в Анкаре (Турция)
Попытка военного переворота 15 июля была сорвана гражданским обществом Турции, которое вышло на улицы против танков и самoлетов. В этом противостоянии от рук путчистов погибли 265 человек. И возникает закономерный вопрос: как такое вообще могло произойти?
Выиграв выборы и придя к власти в 2002 году, Партия справедливости и развития (ПСР) в первую очередь стала налаживать прочные связи с США и Европейским союзом (ЕС), одновременно дав старт демократическим реформам в стране. Были даже внесены изменения в конституцию страны в рамках процесса вступления в ЕС.
Предыстория
И хотя эти реформы проводились совместно со всеми политическими силами в стране, на этом фоне появились доказательства, что недовольные в армейских рядах, связанные с группой "Эргенекон", в которую входили военные и политики, а также участниками плана "Бальез", готовят переворот.
Именно в это время проживавший на тот момент в США Фетхуллах Гюлен и его сторонники проявили желание поддержать ПСР и влились в ее ряды. К тому моменту имеющая в своих рядах огромное число молодых и образованных технократов, взращенных в учебных заведениях, организация FETÖ, прикрываясь попыткой переворота, внедрила своих людей в армию, полицию, систему высшего образования, судебную систему. Кроме того, структура, позиционируя себя как исламистская, продавливала сближение с США и Израилем.
В 2002-2010 годах почти вся система государственного управления Турции стала вотчиной гюленовских сторонников, и в государство были внедрены кадры этой организации. А в 2010 году гюленовцы серьезно взялись за ПСР, имея планы возглавить эту партию и объявить свой Халифат.
Были даже попытки давить на лидера ПСР, тогда еще премьер-министра страны Реджепа Эрдогана, которые вскоре перешли в угрозы. Гюленовцы, указывая на свою поддержку в тяжелые времена, прямо стали грозить Эрдогану репресиями, если он откажется выполнять их требования.
Но Эрдоган подчиниться шантажу отказался и прервал все свои контакты с этой организацией. Тогда, в декабре 2011 года, путем вброса в СМИ компрометирующей информации против Эрдогана и его семьи, была совершена попытка несилового переворота, которая ставила перед собой цель заставить Эрдогана уйти в отставку. Попытка переворота провалилась.
А сам Эрдоган начал зачистку государственного аппарата. Более того, в то же время был дан старт ликвидации экономической подпитки гюленовцев. Но хорошо законспирированные в государственных структурах гюленовские кадры практически невозможно было выявить, что осложняло зачистку государственных структур.
Внедрение
В то же время живущий в США лидер FETÖ Гюлен, как утверждали СМИ со ссылкой на источники в спецслужбах, дал указание своим сторонникам сотрудничать со всеми силами против Турецкой Республики. Таким образом, попытка повлиять на Эрдогана переросла в предательство Турции и ее интересов сторонниками Гюлена.
Учитывая, что в республиках Средней Азии и России движение гюленовцев было запрещено, Турция также признала правильность таких действий и объявила организацию FETÖ террористической. А принадлежащие этой организации люди, работающие в государственных структурах Турции, выявлялись и увольнялись.
И вот 1 августа 2016 года в Турции должно было пройти плановое назначение и увольнение военных с присвоением им званий, планировалось уволить в запас выявленных сторонников Гюлена в армии.
Стоит указать, как были выявлены хорошо законспирированные сторонники Гюлена в армии. В 2010 году в Турции были украдены экзаменационные вопросы единого экзамена по набору госслужащих (KPSS). Похищенные вопросы были использованы для внедрения гюленовских сторонников и симпатизантов в структуры госуправления.
Стало ясно, что, используя украденные экзаменационные вопросы, ряд должностей в стране незаслуженно заняли сторонники Гюлена. Прокуроры, которые расследовали это преступление, выявили, что таким образом стали госслужащими родственники определенного круга офицеров и высших чинов в армии Турции.
Таким образом, удалось выявить хорошо законспирированных прогюленовских военных в рядах турецкой армии. В то же время гюленовские военные поняли, что 1 августа 2016 года их уволят из армии, а их родственники могут быть арестованы и привлечены за мошеннические действия при устройстве на госслужбу. Количество таких военных достигало 580 человек.
Внешний фактор
Параллельно на международной арене в ЕС и НАТО были недовольны сближением Турции с Израилем и Россией. Власти США относились к лидерам ПСР как к врагам. США раздражало и объявление Турцией курдских сепаратистов (PYD) в Сирии террористической организацией, в то время как Штаты оказывали им поддержку. Позиции Турции и США расходились также в вопросах Ирака и Сирии. А в вопросах решения миграционного кризиса страны ЕС и вовсе считали Турцию виноватой и, по их мнению, именно она должна преградить поток миграции беженцев любой ценой. Турецкая же позиция по миграционному кризису заключается в том, что весь мир должен проявить гуманизм и совместно решать проблему беженцев с Ближнего Востока.
В Сирии и Восточной Европе нарастал кризис между Россией, ЕС и НАТО. Альянс пытается нарастить свое присутствие в Восточной Европе и на Кавказе, но хорошие отношения между Турцией и Россией негативно влияли на попытки НАТО увеличить свое присутствие в регионе.
Эрдоган сделал Турцию страной, которая уже не была региональной державой, слепо исполняющей желания ЕС и США. Улучшение отношений с Израилем и Россией дают предпосылки на сближение Турции с ее восточными соседями и укрепление мира в этом регионе.
Политикой ПСР недовольны такие региональные правительства, как Асад в Сирии, Сиси в Египте, власти Ирана и Ирака. По мнению политического руководства этих стран, в регионе не должно быть сильной Турции. Для ослабления ее изнутри в данном случае можно было использовать только террористическую организацию Гюлена, так как других сил, которые могли бы привести к желаемому результату, просто не было. Тем более, что эта террористическая организация, хорошо проникшая в армию, полицию и в среду бюрократов, тоже хотела отстранить Эрдогана от правления страной.
Хроника мятежа
Тем самым, 15 июля 2016 года в 22:30 сторонниками Гюлена был дан старт попытке переворота, которую предприняли их люди в армии и полиции. Путчистам не удалось получить поддержку у высшего руководства армии Турции, которое путчисты задержали, а место нахождения держали в тайне.
Первым делом, захватив национальное ТВ – ТРТ, путчисты объявили о захвате власти в стране. В то же время на связь со СМИ вышел премьер-министр Турции Бинали Йылдырым и проинформировал мир о попытке переворота, указал на неприемлемость таких действий. Президент Турции, проводивший отпуск в одном из отелей Мармариса, связался по телефону с телевидением и призвал граждан выступить в защиту демократии. Народ поддержал президента и вышел на улицы во всех городах и районах страны.
Народ остановил танки и помешал путчистам свергнуть законно избранную власть в стране. Вооружившись палками против танков, люди задерживали и передавали мятежников в руки полиции. Путчисты были в шоке от такой реакции, пытаясь разогнать народ и ввергнуть его в страх, они скидывали бомбы на резиденцию президента и главный штаб армии, парламент. Еще до этого мятежники, пытаясь предотвратить сопротивление сил специального назначения полиции, разбомбили место дислокации ССНП. В этой атаке погибли 40 спецназовцев.
Наведение порядка
Уже в 2:30 ночи против путчистов начали операцию армейские части, не поддержавшие попытку переворота. С разных районов в воздух поднялись самолеты ВВС Турции, поддерживающие законно избранную власть, а также истребители, и нейтрализовали угнанные путчистами воздушные судна. Во второй половине ночи путчисты поняли, что попытка переворота провалилась. Понимая, что невозможно убить миллионы граждан, которые вышли защитить демократию и законную власть, мятежники начали сдаваться или бежать. Некоторые бежали в Сирию на территорию, контролируемую сирийскими курдами.
Использование Вооруженных сил Турции против гражданского населения, убийство военными полицейских вызвали негодование и злость турецкого народа. К утру Эрдоган и другие руководители Турции взяли ситуацию под свой контроль. Военные и полиция проводили операции по нейтрализации путчистов и аресту участников попытки переворота. Вслед за этим было принято решение уволить с госслужбы прокуроров, судей, губернаторов и других лиц, связанных с Гюленом. Начались их аресты. В попытке переворота участвовали до 9000 человек. 9000 террористов не смогли противостоять 80-милионному народу.
Запад, рассчитывая получить контроль над страной путем военного переворота, как это было в Египте, поддержал мятежников. Путчисты не имели возможности быть успешными без помощи извне. Только Запад не рассчитал, что в Турции народ не приемлет любые антидемократические процессы.
Жители Турции, рискуя быть убитыми, заступились за демократически выбранную власть. Также против этой попытки переворота выступили все демократически выбранные партии, входящие в парламент страны. На улицы вышли люди разных политических взглядов и отстояли демократию.
Провальный план
Те, кто намеревался стравить в Турции секуляристов и исламистов, курдов и турков, не достигли успеха. Вышли на улицы жители не только западной части Турции, но и восточной Анатолии. В городах с курдским населением народ также вышел на улицы и протестовал против мятежа.
Еще до попытки военного переворота в Турции были попытки сменить власть насильственным путем. Сперва были поползновения расколоть партию власти – ПСР. Затем, под предлогом выступления против уничтожения части парка Гези, на улицы Стамбула была выведена молодежь. Волнения тогда распространились на все крупные города страны. Была попытка арестовать руководство Турции, обвинив его в коррупции.
Также была попытка обвинить легитимную власть в связях с запрещенной террористической группировкой "Исламское государство" (ИГ), тем самым поставив ее в трудное положение на международной арене. Хотя на удивление, террористы ИГ больше всего терактов совершили на территории Турции, тогда как в странах, которые обвиняли Турцию в связях с "Исламским государством", терактов, совершенных ИГ, не было. Те, кто навязывали свое видение по ситуации в Сирии Турции, пытались списать свои неудачи в этой стране на Турцию. Имея все возможности воевать против ИГ в Сирии, имея господство над ИГ в воздухе и на земле, эти страны так и не смогли победить ИГ. Почему?
Потому, наверно, эти страны не имели желания победить ИГ, несмотря на декларацию таких намерений. Этим странам невыгодно поражение ИГ.
Турция настаивала на создании безопасной зоны на севере Сирии, которая будет способствовать решению и миграционного кризиса. Появление такой зоны сыграло бы большую роль и по нейтрализации ИГ в Сирии. Но почему-то США и ЕС не соглашались на это предложение Турции, хотя ИГ продолжал наносить террористические удары по Европе, реальное желание бороться с ИГ не проявлялось.
В противовес этому Турция вывела на чистую воду эти страны, заявила о невозможности существования на Ближнем Востоке режима, уничтожившего 500 тысяч своих граждан. Эту позицию озвучил президент Турции, в прошлом человек, создавший и возглавивший Партию справедливости и развития. Прозападные силы полагали, что, если сменить власть в Турции путем переворота и нейтрализовать Эрдогана, они смогут управлять всеми процессами в регионе по своему усмотрению. Вот это и есть причина попытки мятежа.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.