БАКУ, 14 июл – Sputnik. Угроза безопасности передвижению иранских грузоперевозчиков по территории Турции в направлении Европы, что связано с активизацией действий признанной террористическими в Азербайджане и Турции Рабочей партии Курдистана, увеличит поток иранских грузов через Азербайджан. Об этом Sputnik заявил постоянный представитель секретариата Международной правительственной комиссии (МПК) "Европа- Кавказ-Азия" TRACEСA в Азербайджане Акиф Мустафаев.
Основной темой обсуждений во время предстоящей в Баку 8 августа встречи президентов России, Ирана и Азербайджана Владимира Путина, Хасана Роухани и Ильхама Алиева станет обсуждение транспортного коридора "Север-Юг".
Недавно Иран сделал заявление о том, что, в связи с угрозой совершения террористических актов на пограничном пункте с Турцией, рассматривает транзит грузов через Азербайджан на черноморские порты Грузии и далее в европейские страны.
По мнению эксперта, потерю в расстоянии ИРИ сможет компенсировать за счет увеличения скорости движение грузов через Азербайджан, так как сейчас идет реорганизация азербайджанской железной дороги, покупаются новые вагоны, обновляются пути и так далее. То есть возросла скорость поездов, кроме того, на увеличение скорости перемещение грузов повлияет упрощение процедуры пересечения границ.
"Ирану будет выгодно пропустить свои грузы в Европу через Азербайджан", — отметил Мустафаев.
По его словам, после запуска движения по Баку-Тбилиси-Карс иранские грузы могут частично доставляться до Азербайджана и затем, по Баку-Тбилиси-Карс, в направлении Турции.
Конечно, маршрут через Турцию для Ирана является более выгодным, так как он короче, но путь через Азербайджан безопаснее, продолжил представитель TRACEСA.
"Грузы Ирана через Азербайджан в Европу — это несколько окольный путь, зигзагом, но более скоростной путь упростить таможенные процедуры. Объем транзита грузов из Ирана может достигнуть 3 миллионов тонн в год, а в будущем — 5-6 миллионов", — отметил эксперт.
Стоит отметить, что Иран и Азербайджан являются участниками двух международных транспортных коридоров (МТК) TRACEСA и "Север-Юг".
Относительно МТК "Север-Юг" на сегодня прослеживается транспортировка грузов посредством ТИР из России в Иран, в то время как железная дорога, позволит перевозить грузы по железной дороге из России через Азербайджан в Иран.
"Пока отсутствует выход Азербайджана на иранские порты в Персидском заливе посредством железной дороги", — отметил TRACEСA.
Вопросы перевозок грузов из Ирана заметно возрастет, так как к концу этого года будет построен железнодорожный мост на реке Астара-чай, грузовые терминалы на иранской и азербайджанской стороне.
Что касается строительства железной дороги Астара-Решт на территории Ирана, то это потребует огромные инвестиции. Азербайджан заявил, что готов предоставить кредит в размере 500 миллионов долларов Ирану. "Тем самым Азербайджан в вопросе МТК "Север-Юг" проявил политическую решимость", — подчеркнул Мустафаев.
По его словам, скорее всего, выход Азербайджана на порты Персидского залива посредством железных дорог, станет делом ближайших 3-5 лет. "С выходом на Персидский залив грузопоток может достигнуть 10-15 миллионов тонн", — отметил эксперт.
Впрочем, указанные объемы на сегодня лишь перспективы и прогнозы, подчеркнул эксперт.
В ходе II Евроазиатской конференции по транспорту в Санкт-Петербурге 12 сентября 2000 года было подписано межправительственное соглашение о создании международного транспортного коридора "Север-Юг" между Россией, Ираном и Индией со штаб-квартирой в Тегеране.
19-21 мая 2004 года в Москве состоялось трехстороннее совещание руководителей железных дорог России, Азербайджана и Ирана, где были обсуждены вопросы создания международного Консорциума, привлечения потока транзитных грузов в железные дороги трех стран (маркетинговые исследования), вопросы, связанные с совместными проектно-изыскательными работами и координацией (согласованием) совместной деятельности.
В первой половине 2011 года ожидалось налаживание прямого железнодорожного сообщения по маршруту Скандинавия-Прибалтика-Россия-Азербайджан-Иран, которое должен был кратчайшим путем связать многие европейские и азиатские страны.