БАКУ, 1 июл – Sputnik. Иранская сторона неоднократно выражала обеспокоенность в связи с безопасностью водителей иранских грузовиков на территории Турции, в местах проводимых операций по борьбе с боевиками "Рабочей партии Курдистана" (РПК), сказал экономический обозреватель Фуад Ализаде, комментируя вопрос создания транспортного коридора от Персидского залива до Черного моря.
Напомним, что с целью проведения обсуждений относительно создания этого проекта 12-13 июля в Софии состоится встреча с участием представителей Армении, Ирана, Грузии, Болгарии и Греции.
В связи с этим, по словам эксперта, руководство Ирана ведет активные переговоры с Азербайджаном по перевозке грузов через территории нашей страны, Грузии и далее паромными перевозками до Болгарии и других европейских стран.
Перевозки грузов, заметил собеседник Sputnik, значительно ускорятся после ожидающегося до конца этого года ввода в строй участка железной дороги Астара (Азербайджан) – Астара (Иран). Грузы с Персидского залива предусматривается перевозить грузовиками до города Астара (Иран) и далее по азербайджанской и грузинской железной дороге до черноморских портов.
"Стоит отметить, что к концу текущего года предусматривается завершить работы по строительству железнодорожного маршрута Баку-Тбилиси-Карс. После начала эксплуатации этого коридора, грузы с иранского города Астара можно будет без перевалок по железной дороге напрямую доставлять в Болгарию и Грецию через территорию Азербайджана, Грузии и Турции (с использованием построенного в Стамбуле железнодорожного проекта Мармара)", — сказал он.
По словам Ализаде, кардинальное решение вопроса переброски грузов с Персидского залива посредством железной дороги предусматривается после завершения работ по строительству в Иране железнодорожной ветки Астара – Решт, которая соединит железные дороги Ирана, Азербайджана, Грузии, Турции с выходом на европейские страны.
При этом экономист напомнил, что в настоящее время на завершающем этапе находятся переговоры между азербайджанским и иранским правительством относительно выделения Азербайджаном кредита (в размере 500 миллионов долларов) на завершение строительства железной дороги Астара-Решт.
"Тем самым, даже в случае достижения каких-либо договоренностей о создании транспортного коридора от Персидского залива до Черного моря, он в лучшем случае будет временным. Да и к тому же не конкурентоспособным в сравнении с грузопотоками из Ирана в Азербайджан, Грузию и далее европейские страны как по Черному морю, так и по железной дороге через Турцию в Болгарию и далее в европейские страны", — заключил он.
Из всего вышеперечисленного напрашивается и другой вывод, а именно – идея Тегерана о данном коридоре может крайне не понравиться официальному Баку. Кстати говоря, не только потому что в список стран-участниц входит Армения: гораздо важнее найти ответ на вопрос, почему близкая нам географически и культурно страна "не голосует" за проект, взаимно выгодный и Ирану, и Азербайджану.