БАКУ, 1 июл – Sputnik. Сам факт того, что Россия и Турция сблизятся, полезен Азербайджану в политическом, геополитическом и экономическом планах. Улучшение отношений между этими странами приведет к росту товарооборота, и тогда грузов хватит всем. Об этом Sputnik заявил постоянный представитель секретариата Международной правительственной комиссии (МПК) "Европа- Кавказ-Азия" TRACEСA в Азербайджане Акиф Мустафаев, комментируя ожидания о возвращении товарных потоков на российские маршруты.
Президент России Владимир Путин провел совещание с правительством, в ходе которого поручил чиновникам обсудить с турецкой стороной вопрос возобновления двустороннего сотрудничества в торгово-экономической и других сферах. Это решение было принято после телефонного разговора между главами России и Турции.
По словам транспортного эксперта, для Азербайджана важно, чтобы отношения улучшались и сближение углублялось – как со стороны братской страны, так и со стороны стратегического партнера: "Эти страны — наши ближайшие соседи". Что касается транспортных перевозок, то во всем мире идет поиск путей диверсификации, продолжает эксперт.
Действительно, часть грузов из Турции вновь пойдет через Россию, однако части грузов будет выгодно идти через Азербайджан.
"И не стоит думать, что Азербайджан столь всеохватывающий, пропускать транзитом через свою территорию все грузы региона. Конечно, у нас таких возможностей нет", — подчеркнул Мустафаев.
По его словам, проблема сейчас не в том, что грузы пойдут через Россию, и Азербайджан останется без доходов за транзит. Проблема в целом в рынке услуг.
"Внешний товарооборот, по данным статистики Государственного таможенного комитета АР, снизился на 40%, нет грузов, часто наши паромы стоят пустые. Главное, чтобы торговля развивалась, тогда грузов хватит и России, и Азербайджану", — заявил представитель TRACEСA.
Он также отметил, что рекомендации Казахстана относительно перевозки украинских грузов в обход России не носят политический характер. Казахстан и Россия входят в Евразийский экономический союз, обе страны активно участвуют в Шанхайской организации сотрудничества, это – дружественные страны с протяженной границей. В любом случае, большая часть грузов из Казахстана будет проходить в Россию.
"Но в тоже время Казахстан заявляет – ввиду того, что для украинских грузов действует барьер на границе с Россией, Украина имеет возможность без преград провозить грузы через Азербайджан", — отметил Мустафаев.
Создается возможность везти товары через Грузию, Азербайджан и по Каспию на Актау без всяких препятствий – и не только в Казахстан, но и в Китай.
"Впрочем, когда-нибудь в будущем произойдет сближение между Россией и Украиной, потому что мир по-другому сегодня существовать не может. Никто себя в тупик загонять не должен", — подчеркнул эксперт.
В то же время, в вопросе транзита из Украины через территорию Грузии, Азербайджана в Казахстан, наблюдаются сложности, продолжает Мустафаев. Вроде поменялось руководство в транспортной, инфраструктурной, железнодорожной сферах Украины. Были запущены тестовые контейнерные поезда в направлении Китая, но движения пока что нет.
По мнению эксперта, Киеву необходимо начать более тесно работать с грузоотправителями в Китае и Казахстане. "В настоящее время по данному маршруту введены ощутимые скидки. Вместо 5 тысяч долларов за один 40-футовый контейнер, тарифы снизились почти до уровня 3,7 тысячи долларов. Скидка очень большая, но пока движения по данному направлению не видно," — заявил представитель TRACEСA.
Министерство по инвестициям и развитию (МИР) Казахстана рекомендовало с 1 июля 2016 года перевозчикам, осуществляющим международные перевозки с территории Украины на территорию Казахстана, организовывать доставку грузов следующими маршрутами: через Грузию, Азербайджан и по Каспию на Актау или через Турцию, Иран, Туркменистан и Узбекистан.