БАКУ, 31 мар – Sputnik. Грузовой поезд из Украины в Китай в обход России оказался пшиком, у украинцев нет денег на подобного рода демарши, заявил Sputnik руководитель Центра стратегического развития стран СНГ Института Европы РАН, директор Института стратегического планирования и прогнозирования, профессор Александр Гусев.
В конце марта стало известно, что экспериментальный рейс для доставки грузов по маршруту Украина – Грузия – Азербайджан – Казахстан – Китай, не может тронуться в обратный путь из Китая: нет клиентов на перевозку товаров. Едва стартовав, проект провалился, и в этом нет ничего удивительного, считает эксперт.
Дальше, дольше, дороже
"Этот транзит носит больше не экономический, а политический характер. Украинцы стараются показать, что они и без России могут активно торговать, продвигать свои товары, услуги, продукцию, но на самом деле все это оказалось пшиком", – уверен Гусев.
Киев, напоминает профессор, занимается сейчас построением логистических и транспортных путей в Китай, поскольку экономическая ситуация в Украине оставляет желать лучшего. Поиск новых возможных транспортных путей является одной из основных внешнеэкономических задач. И подобный путь для транзита товаров в обход России выбран, по словам эксперта, абсолютно не случайно: по идее, транзитные страны в нем заинтересованы.
Для Китая же важна экспансия своих товаров по всему миру, и в этом отношении он рассматривают любую возможность транзита: будь то Украина, Грузия, Казахстан, или еще какие-то другие страны на постсоветском пространстве.
Если говорить о политической составляющей, то, конечно, для Китая, как поясняет Гусев, очень важно продвижение своей позиции в мире. Китай, по его словам, смотрит в целом на бывшую территорию Советского Союза с вожделением: Пекин заинтересован в том, чтобы, с одной стороны, наладить нормальные торгово-экономические отношения с постсоветскими странами, а с другой – ему важно подготовить плацдарм для более активного продвижения своей позиции в рамках проекта "Нового Шелкового пути".
С контейнерными же перевозками ситуация, делает вывод эксперт, сложилась достаточно сложная: у украинцев просто нет денег на подобные демарши.
"Удлинение этого пути, транспортного плеча практически на 3 тысячи километров просто экономически бесперспективно и невыгодно ни для Китая, ни для Грузии, ни для Казахстана – стран, по которым проходит этот контейнерный маршрут. Поезд, по сути дела, загнулся, а авантюрная операция провалилась, чего собственно и следовало ожидать", – уверен Гусев.
Нет спроса — нет предложения
В том, что этот проект прежде всего политизированный, убеждена и заведующая сектором экономического развития постсоветских государств Института экономики РАН, специалист по Центральной Евразии Елена Кузьмина.
"С экономической точки зрения подобного рода транзит очень затратный: нужно переехать больше границ, увеличивается расстояние. Но здесь учитываются политические реалии и, по всей видимости, Украина не видит для себя другого варианта", – полагает она.
Но речь, как напоминает Кузьмина, идет не только об украинских товарах, а еще и о том, что именно потом вести обратно на Украину – чтобы украинский рынок мог это потребить. И это тоже большая проблема: в связи с серьезным экономическим кризисом на Украине не так много возможностей, чтобы расширять свой рынок для других товаров, покупательская способность населения и бизнеса сегодня невелика.
В целом, налицо очень много моментов, по которым нашумевший проект "тормозит". Видимо, делает вывод эксперт, экономической целесообразности на сегодняшний момент у него нет.