БАКУ, 28 апр – Sputnik. Украина заинтересована в траффике грузов по "Шелковому пути". Новый премьер-министр и министр инфраструктуры, а также вновь утвержденный глава железной дороги Украины приложат необходимые усилия для решения стоящих перед ними задач на всем протяжении данного коридора. Об этом Sputnik сказал постоянный представитель секретариата Международной правительственной комиссии (МПК) TRACEСA в Азербайджане Акиф Мустафаев.
По мнению эксперта, в том, что тестовый контейнерный поезд Украинских железных дорог, направленный в марте по "Шелковому пути", вернулся обратно с конечной станции Достык в Казахстане в Украину порожняком, сыграла роль неопределенность политической ситуации в указанный временной отрезок на Украине. Кроме этого, происходила задержка контейнерного поезда в Казахстане, так как у украинской стороны возникали проблемы по неоплате провоза грузов.
"Руководству Украины и представителям транспортного сектора следовало бы поехать и переговорить с руководством Китая и Казахстана относительно грузов, так как наверно нашлись бы какие-то товары в направлении Украины, и даже транзита посредством украинских железных дорог в страны Европы", — отметил Мустафаев.
По его словам, все указанные вопросы найдут свое решение, так как Украина заинтересована в транзите грузов, а задержка была связана с тем, что в стране был правительственный кризис, и им было не до этого. Они занимались формированием правительства, тем, кто станет премьер-министром, министром и главой железной дороги, и этот процесс завершился лишь сегодня.
"Я думаю, что все задачи по налаживанию грузов по данному коридору будут решены потому, что сейчас в Украине новое правительство, которое считается реформаторским", — отметил эксперт.
Новому правительству и представителям транспортного блока необходимо наладить работу с транспортными ведомствами не только Азербайджана и Грузии, но и конечного пункта коридора – Казахстана и Китая, а также ускорить поиск грузов в этих странах. В настоящее время сохраняется напряженная обстановка в Донбассе, и понятно, что руководство Украины будет вынужденно усилить работу в поиске отправки грузов в обход России.
"В этой обстановке для Украины не остается другого пути транспортировки грузов, кроме как по уже действующему международному транспортному коридору TRACEСA", – отметил эксперт.
Мустафаев категорично отверг любые заявление о нерентабельности перевозок грузов по МТК TRACEСA. В соответствии с данными статистики, по азербайджанскому сегменту коридора с момента его задействования перевезены сотни миллионов грузов.
"Именно за счет коридора "Европа-Кавказ-Азия" Азербайджанская железная дорога, Каспийское пароходство, Бакинский порт остались на ногах, так как транзит грузов принес миллионы долларов валюты", — отметил представитель TRACEСA.
По его словам, еще рано говорить о том, что достигнута оптимизация перевозок по коридору Запад-Восток и полностью решены проблемы пересечения границ и высоких тарифов, которые стали причиной ухода грузов на другие транспортные пути. Но коридор работает, и весьма успешно. В соответствии со статданными последних десяти лет, государственные и частные компании только на азербайджанском участке коридора "Запад-Восток" ежегодно получают 350 миллионов долларов доходов. Если до подписания многостороннего соглашения TRACEСA до 1996-1997 годов ежегодно перевозилось 330 тысяч тонн грузов, то в последующие годы эта цифра составляла в среднем полтора десятка миллионов тонн.
"Азербайджан играет ведущую роль в коридоре TRACEСA, и не случайно штаб-квартира находится в Баку, в стране также расположен депозитарий организации, и все оригиналы документов хранятся в Министерстве иностранных дел АР", — отметил эксперт.
В сентябре 1998 года на историческом саммите в столице Азербайджана 12 странами ТРАСЕКА подписано "Основное многостороннее соглашение о международном транспорте по развитию коридора Европа-Кавказ-Азия" (ОМС) с целью реализации в полной мере своих геополитических и экономических возможностей.
На сегодняшний день страны-участницы ТРАСЕКА поэтапно осуществляют реализацию Стратегии МПК ТРАСЕКА по развитию международного транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия, где основной акцент делается на создание устойчивой инфраструктурной цепи мультимодальных перевозок с постепенной интеграцией коридора в Трансевропейские транспортные сети.