БАКУ, 2 июн – Sputnik. Россия возвращает Израилю его танк, который был захвачен сирийскими войсками в качестве трофея в начале 1980-х годов, и с тех пор экспонировался в подмосковном музее.
О том, какова реакция сирийской стороны, почему Москва сделала Израилю такой подарок и не говорит ли это о потеплении в отношениях двух стран, Sputnik побеседовал с главным экспертом Американо-Азербайджанского фонда содействия прогрессу Алексеем Синицыным.
По его мнению, решение о возвращении Израилю танка M48A3 "Магах", который был захвачен сирийцами в ходе операции израильской армии "Мир Галилеи" в 1982 году – жест очень символичный, эмоциональный, но с большим геополитическим подтекстом.
"Не случайно это решение было принято на самом высоком уровне, за что премьер Биньямин Нетаньяху выразил благодарность Владимиру Путину", — сказал он.
Этот танк, по словам собеседника Sputnik, свидетельство самого неудачного боя той израильско-ливанской войны, в котором 362-ой батальон 90-й танковой дивизии ЦАХАЛ потерял четыре танка, пытаясь установить контроль над шоссе Бейрут-Дамаск южнее деревни Султан-Яакуб.
Конечно, заметил Синицын, танк оказался в СССР не случайно. "Магах" — продвинутая версия одного из самых массовых танков времен холодной войны — американского M48 "Паттон". Но израильтяне первыми в мире оборудовали его средствами динамической защиты, поэтому можно понять искреннюю радость советских танкостроителей, когда им в руки попал такой ценный трофей.
По словам эксперта, для израильтян возвращение этой боевой машины на родину, действительно, имело очень важное моральное значение. Экипаж танка – три человека — пропали без вести, а израильтяне крайне трепетно относятся и к жизням, и к гибели своих солдат.
"В Генштабе даже действует специальный отдел, который может годами, десятилетиями собирать информацию по всему свету об израильских военнослужащих, пропавших без вести. Сведений об экипаже так и не нашли, но их танк, который, очевидно, будет воздвигнут на постамент в память погибших, вернется домой", — сказал он.
По мнению политолога, этот красивый символический перформанс – явный сигнал того, что негласные израильско-российские договоренности по Сирии близки к окончательной реализации.
Синицын напомнил, что до появления в Сирии российских ВКС у израильтян прослеживалось явное стремление взять под полный контроль все Голанские высоты, включая и их сирийскую часть. В достижении своих целей израильтяне не щепетильны, готовы сотрудничать с любыми силами. Поэтому они без лишнего афиширования помогали сирийской оппозиции, в том числе и радикальной, в борьбе с армией режима Асада на юге Сирии. Даже лечили боевиков в своих госпиталях. А по сирийским военным объектам – складам вооружений, центрам разведки и наблюдения, частям ПВО и прочим – наносили точечные, но весьма эффективные ракетные удары.
Сейчас, отметил собеседник Sputnik, ситуация кардинально изменилась. В Израиле, в отличие от других ближневосточных соседей Сирии, быстро поняли, что Москва своим военным присутствием в этой стране гарантирует ее территориальную целостность. Взамен Израиль требует гарантий для себя: современное оружие России не должно попасть в руки боевиков Хизбаллы – наиболее боеспособного союзника Асада и злейшего врага Израиля.
"Надо полагать, что эти договоренности, несмотря на взаимную подозрительность и недоверие, в целом соблюдаются, и именно подобное израильско-российское взаимодействие является фоном, как говорят англосаксы, "background", на котором пишется трогательная картина передачи израильского танка его хозяевам", — сказал он.
Такой жест, по словам Синицына, вызвал крайнее раздражение Ирана и Хизбаллы, но недовольство им сирийцев, скорее, эмоциональное, если не показное. В конце концов, в музее Дамаска стоит еще один захваченный израильский танк "Мегах".