Некоторое время назад Россия частично вывела свои военно-космические силы с территории Сирии. Сам сирийский кризис пока все еще остается неразрешенным. О том, какова сегодня обстановка в Сирии и каким может быть дальнейшее развитие сирийского конфликта, Sputnik побеседовал с главным экспертом Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу Алексеем Синицыным.
- Какова сегодня обстановка в Сирии с учетом частичного вывода ВКС России и официальным режимом перемирия?
— Обстановка крайне тревожная. Все знают о тяжелых боях под Алеппо, где группировка "Джабхат ан-Нусра" с союзниками сосредоточила значительные силы. Но ведь бои идут и по окружности Пальмиры с радиусом в 50-60 километров, периодически боевикам ИГ удается замыкать блокаду Дейр-эз-Зора, а под угрозой, исходящей от боевиков, сконцентрированных в Восточной Гуте, находится даже Дамаск. Более того, эта война принимает характер настоящей бойни.
В недавнем докладе американской военной академии Вест-Пойнт, названном "Глобальная рабочая сила халифата: тайный след документов иностранных боевиков Исламского государства", приводится такой факт: 12% прибывших в ИГ добровольцев готовы стать смертниками. Их даже идеологически обрабатывать нет нужды, как, впрочем, и обучать военному делу. Камикадзе, как оружие, крайне эффективны – при отсутствии сплошной линии фронта они осуществляют самоподрыв непосредственно в боевых порядках проправительственных сил.
Главная причина такой ситуации видится в беспрецедентном насыщении экстремистских отрядов военной техникой, вооружением и живой силой. Кстати, и в лице готовых на самоубийство джихадистов. Никто уже не скрывает, что "оппозиция" получает переносные зенитные ракетные комплексы, реактивные системы залпового огня, противотанковые комплексы, современные средства связи, и прочая, и прочая. Поэтому в Сирии разворачивается новый этап боевых действий, прологом которого стало глобальное наступление антиасадовской оппозиции, буквально на всех фронтах.
- Некоторое время назад Россия и США начали переговоры о совместных операциях в Сирии. К чему это приведет?
— Многие западные и не только западные аналитики весьма своеобразно объясняют предложение Москвы о совместных операциях. Мол, американцы перехватили у русских стратегическую инициативу и готовят наступление на "столицу халифата" — сирийскую Ракку, которое заранее определили успешным. Его ударной силой призваны стать тысяч 25 сирийских курдов, их союзников и обученных американцами арабских бойцов Сирийской свободной армии. Москва, якобы чувствуя, что лавры победителя международных террористов достанутся Вашингтону, просит его милостивого разрешения поучаствовать в этом историческом освобождении Ракки. Вот, такая детская наивность.
Надо сказать, что сами действующие американские военные куда реалистичнее гражданских экспертов оценивают ситуацию. Они прекрасно понимают, что курды из "Сирийских демократических сил" вовсе не горят желанием наступать на арабскую Ракку, никогда не входившую в Роджаву, то есть сирийский "Курдистан". Это должны делать сами арабы.
Именно для того, чтобы подстегнуть арабских "умеренных" оппозиционеров пойти на союз с курдами, в Сирию тайно приезжал американский генерал Джозеф Вотел. Пока никто не утверждал, что его миссия была успешной. Слишком велики противоречия между антиасадовски настроенными арабами и сирийскими курдами. Для арабов совершенно неприемлемо, если курды возьмут под контроль провинцию Ракка и ее одноименную столицу. Это – одна из самых благодатных областей Сирии с каскадом плотин, с пока недостроенным мощным российским газоперерабатывающим заводом и огромными сельхозугодиями.
И потом, ИГ вовсе не собирается сдавать "столицу халифата" – экстремисты постоянно укрепляют свои позиции. Но, кажется, они не особенно верят в грядущее наступление, которое уже не первый раз объявляется, а потом благополучно откладывается. Во всяком случае, с других фронтов ИГ свои подразделения не снимает и под Ракку не перебрасывает.
На самом деле у Москвы другие интересы. Она предлагает Вашингтону совместно определять и уничтожать конвои с оружием, боеприпасами, личным составом, которые идут на помощь джихадистским группам. Кстати, сами американские военные в упомянутом докладе Вест-Пойнта открыто назвали все логистические маршруты боевиков. Москва очень хочет, чтобы Вашингтон разделил с ней ответственность за уничтожение этих конвоев и сам определял бы "умеренной" или джихадистской организации предназначен тот или иной караван с оружием. Но США на такое сотрудничество не пойдут.
- Именно в этом контексте надо расценивать заявление Пентагона о том, что США по-прежнему не собираются сотрудничать и координировать свои операции в Сирии с Россией?
— Конечно. Пресс-секретарь Белого дома Джошуа Эрнест и представитель Госдепа США Марк Тонер уже не раз признавали, что умеренные оппозиционеры могут "смешиваться" с боевиками "Джебхат ан-Нусра", признанной террористической. Но наносить по ним удары нельзя – необходимо отделить их, как в библейской притче – зерна от плевел. Такова позиция Вашингтона. Однако проблема в том, что более или менее здоровые зерна уже успели отделиться за время объявленного перемирия. Скажу более, никакого смешения нет, а есть единый террористический фронт.
К примеру, на днях сирийская разведка доложила, что из Эр-Растана выехали 40 боевиков "Джабхат-ан-Нусра", вооруженных американскими противотанковыми ракетными комплексами TOW. Но ведь никто это грозное оружие, по крайней мере, официально джихадистам не поставлял. Однако оно есть у другой группировки "Ахрар аш-Шам", которая считается умеренной. Но "ахраровцы" не смешивались случайно с "Джабхат ан-Нусрой", обе эти организации входят в единую "Армию завоевания" – "Джейш аль-Фатх", составляя ее ударную силу. Как же их можно отличить друг от друга?
- При этом сирийские повстанцы требуют от РФ и США повлиять на правительство Сирии. Каким может быть дальнейшее развитие сирийского кризиса?
— В данный момент разрулить ситуацию какими-то открытыми или тайными переговорами уже невозможно. На днях в Bangkok Post вышла статья журналиста Гвинна Дайера, в которой он, ссылаясь на Лахдара Брахими, бывшего специального посланника ООН по Сирии, утверждает, что в 2012 году Россия была готова пожертвовать Асадом в ответ на сохранение светского баасистского режима. Запад и слышать не захотел о сохранении сирийской партии Баас. А сейчас не 2012 год, президент России уже обозначил для себя "красные черты", за которые Москва отступать не намерена.
Тем более, что теперь условия выдвигает не оппозиция в Женеве, а полевые командиры. Совсем недавно Сирийская свободная армия вместе с 38-ю другими экстремистскими группировками в ультимативной форме потребовала прекратить атаки на их позиции в пригородах Дамаска. А это уже вызов, как и диверсии в Латакии, устроенные "умеренными" оппозиционерами из "Ахрар аш-Шам". Я уверен, что и Москва, и Дамаск его примут, а, значит, по антиасадовским силам будут нанесены мощные удары, одновременно с которыми уже без лишнего шума начнутся новые раунды российско-американских консультаций по сирийской проблематике. Дело-то давно привычное.