БАКУ, 25 мая – Sputnik. Новый премьер-министр Турции Бинали Йылдырым в своем первом заявлении на этой должности подчеркнул, что Анкара намерена "при помощи диалога продолжать нормализацию отношений с Россией".
О том, как стоит расценивать данный шаг премьера, и чего в принципе ждать в отношениях России и Турции со сменой правительства, Sputnik побеседовал со старшим научным сотрудником Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николаем Силаевым, который считает, что заявление нового премьер-министр ничего не означает, потому что такие же заявления, может чуть аккуратнее, осторожнее, делал и Эрдоган.
Перемен не будет
По его словам, позиция России в этом вопросе известна. Это извинение, наказание людей, совершивших нападение на российский самолет и убийство российского пилота, и компенсация.
"То есть, разговоры про то, что Турция хочет нормализовать отношения, это разговоры из серии "кому я должен, всем прощаю"", — сказал политолог.
Силаев считает, что от нового правительства в Турции не стоит ждать чего-то кардинального. Тем более, что многие эксперты неоднократно высказывались о том, что все конечные решения принимает Эрдоган.
"И, видимо, новый премьер просто ближе президенту Турции, он более управляем", — сказал он.
Недоверие между ЕС и Турцией
Что же до денег, которые Евросоюз все еще никак не перечислит Турции по соглашению о беженцах, то тут эксперт отметил, что в этом вопросе существует проблема недоверия сторон друг другу.
Собеседник Sputnik отметил, что ЕС – организация бюрократическая, и там выделение денег обусловлено множеством каких-то условий, документов, подтверждений сделанного. Поэтому не перечисление этих 3 миллиардов, о которых говорит Турция, не стоит с этим связывать.
"Но для Эрдогана это соглашение важно не только потому, что он хочет решить гуманитарную проблему с беженцами. Для него это некий политический инструмент, и, конечно, в ЕС это понимают", — отметил он.
По мнению политолога, в ЕС понимают еще и то, что этих денег не хватит, и поток беженцев на этом не прекратится. Так что эта история будет тянуться.
Новизна в заявлении
В свою очередь первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук отметил, что в принципе, новый премьер Турции не озвучил каких-то сверхновых тезисов, просто сделан акцент на старых.
По его мнению, Анкара и до него не заявляла, что готова воевать с Россией. Примерно те же самые пункты были озвучены и в сторону Евросоюза.
"Новизна состоит в том, что брюссельские деньги Турции не выделяются, что отражается, в комплексе, на всех ее практических планах, включая взаимоотношения с Россией. Получается, что Анкара не нашла пока в ЕС денег, на которые рассчитывала, и при этом еще потеряла деньги российские (на торговле, туризме и тому подобном)," – сказал он.
Позиция Йылдырыма, по словам собеседника Sputnik, состоит в том, чтобы выровнять эти потери в экономике, что будет соответствовать и курсу самого Эрдогана, так как на данный момент союз президента и премьера стал еще более тесным.
ЕС не готов выплачивать деньги
Трофимчук отметил, что Евросоюз не готов выплачивать деньги Турции, как он считает, "за просто так", там сначала хотят видеть реальную работу по надежной блокировке беженцев. Турция такую работу ведет, однако, видимо, в ней нет того размаха, который бы устраивал Запад в целом.
"Поэтому проект с беженцами становится еще одним рычагом давления на Анкару со стороны Запада, если учесть, что Турцию, по факту, до сих пор не желают видеть в составе ЕС.
И потом, надо учитывать реальность: из Запада очень сложно выбить наличные деньги, "за просто так" там деньги никто никому не дает. Это вам, что называется, не Советский Союз", — подчеркнул он.
Турция, конечно, отметил эксперт, может пойти по пути обострения и не заниматься проектом с беженцами. Однако, на данный момент не ясно до конца, чем угрожает такой демарш самой Турции, которая, по сути, сидит на террористическом "вулкане".
Анкара посылает сигнал Москве
Что же до того, чего ждать в отношениях России и Турции с приходом нового премьера, учитывая, что конечные решения принимает сам Эрдоган, политолог отметил, что последний через нового премьера высылает еще один сигнал Москве о том, что Анкара готова к возобновлению того или иного формата двустороннего сотрудничества.
"Однако, сама Москва, при этом, позицию не меняла – тем более в том, что связано со сбитым Су-24. Поэтому пока в российско-турецких отношениях ничего не меняется. Одним из важных мотивов заявления Йылдырыма является начало летнего сезона, который, если отношения с РФ останутся на прежнем уровне, снова будет провальным для Турции, по деньгам", — сказал он.
Таким образом, подчеркнул Трофимчук, и политика, и экономика подталкивают Анкару к еще одному заметному жесту в сторону России. Но Москва будет выжидать и дальше, что на практике позволит Западу усилить свое влияние во всем ближневосточном и черноморском регионе, автоматически ослабляя здесь и Россию, и Турцию.