Западные СМИ распространили информацию о якобы состоявшейся переброске российских артиллерийских частей в окрестности Алеппо на север Сирии и в провинцию Латакия, где сосредоточены правительственные силы. Кроме того, было отмечено, что в северные районы Сирии перебрасываются иранские подразделения, действующие на стороне официального Дамаска.
О том, какой в целом видится сегодняшняя ситуация вокруг сирийского кризиса, Sputnik побеседовал с главным экспертом Американо-азербайджанского фонда содействия прогрессу Алексеем Синицыным.
- Насколько эта информация может быть реальной, учитывая то, что Россия всегда утверждала, что наземных операций в Сирии она проводить не будет?
— Российских войск или, как выразились в The Wall Street Journal, "артиллерии" для проведения наземной операции в Сирии нет и не будет, хотя бы потому, что стратегическая инициатива продолжает удерживаться проправительственными силами. Я не вижу никакой необходимости в их укреплении российским ограниченным воинским контингентом. А советники или офицеры Сил специального назначения – это не регулярные войска. Даже если их сравнительно много.
Более того, достаточно резкое обострение обстановки на севере Сирии говорит, если не об агонии непримиримой оппозиции, то о ее отчаянии. Очевидно, спонсоры международного экстремизма жестко потребовали от своей террористической креатуры перейти в контрнаступление. Так в районе Алеппо эти силы пытаются перерезать стратегическое шоссе, соединяющее бывшую "экономическую столицу Сирии" с Дамаском. Вместе с боевиками "Джабхат ан-Нусры" в этой операции принимают участие группировки, которые автоматически причисляют к "умеренной оппозиции", включая так называемую "13 дивизию Сирийской свободной армии". Я выделил ее потому, что на Западе и политики, и СМИ представляют отряды ССА самыми ответственными, но "демократическими" оппонентами режиму Асада. Та же картина и в Латакии, где террористы пытаются перейти в наступление в районе Кобани.
Однако, сирийская армия получила от Москвы современные средства огневого поражения: тяжелые огнеметные системы, реактивные системы залпового огня, ствольную артиллерию и прочая, и прочая. Этой огневой мощи вполне хватит, чтобы сорвать планы противника. Кстати, в воздухе оперируют, в основном, сирийские ВВС, и делают они это весьма успешно. Буквально на днях с воздуха на трассе Алеппо-Дамаск на западе провинции был полностью уничтожен усиленный, включая танки, конвой экстремистов. Все идет к образованию целого ряда "котлов" для террористов, которых правительственные силы намертво заблокируют, а потом будут уничтожать огнем артиллерии и воздушными ударами. Об участии в этих операциях российских наземных сил не может быть и речи.
- Каким видится новый виток сирийского кризиса, ведь уже понятно, что женевские переговоры вновь ничего не дали?
— Это не первые переговоры представителей Востока, участники которых находятся под таким прессом собственных эмоций, что теряют чувство реальности. Даже умеренное крыло Высшего комитета по переговорам, которое якобы готово к компромиссам и работе с так называемой группой "Москва-Каир", согласившейся отложить решение судьбы Асада до конца переходного периода, не желает отказываться от требований его отставки. Что уж говорить о ставленниках Эр-Рияда и некоторых других государств.
Но дело, конечно, не только в личных амбициях переговорщиков. Ни Запад, ни монархии Залива, ни их другие союзники не желают сейчас разрешения сирийского конфликта. Они полагают, что это стало бы крупнейшей геополитической победой Москвы. Поэтому курс взят на возобновление конфронтации в Сирии. Отсюда и попытки перехода в наступление со стороны как экстремистов, так и части "умеренных", которых сейчас дополнительно накачивают новыми вооружениями, включая десятки единиц ПЗРК американского и китайского производства. Минимальной задачей ставится остановка продвижения сирийских проправительственных сил, а если удастся добиться возвращения всей группировки российских ВКС, то это будет восприниматься как политическая победа. Война, как и шоу, должна продолжаться.
- Срок президентства Барака Обамы подходит к концу, и, хотя пока неизвестно, кто будет новым лидером США, все-таки хочется понять, каким американский лидер стремится передать сирийский конфликт своему преемнику?
— Вопрос, на который нет ответа ни у кого, включая, по-моему, самого президента Обаму. С какой целью он, именно в разгар предвыборной президентской кампании, назвал вторжение в Ливию главной ошибкой своего президентства? Обама же прекрасно понимал, что тем самым подставляет свою соратницу по демократической партии Хиллари Клинтон, которая в те печальные годы была госсекретарем в его администрации. Неужели, как в бессмертном "Мимино" – "такую личную неприязнь испытывал, такую неприязнь"… И в этом весь Барак Обама. Мне кажется, мысль о том, каким он оставит Ближний Восток своему преемнику, волнует его в последнюю очередь.
На мой взгляд, его буквально раздирает некое очень серьезное противоречие. С одной стороны, он хотел бы уйти на постпрезидентский покой в тоге миротворца, наконец-то оправдавшего свою Нобелевскую премию. С другой – он, по-своему справедливо, считает, что все лавры от возможного мирного урегулирования по Сирии и Украине будут приписаны его "экзистенциальному оппоненту", президенту Путину. Для Обамы это неприемлемо. Поэтому можно предположить, что напряженность в обоих этих кризисных регионах может возрасти до критических отметок.
- Визит Обамы в Саудовскую Аравию как-то отразится на сирийском кризисе?
— Конечно, отразится, и не в лучшую сторону. Хотя Барак Обама приехал в Эр-Рияд не сирийские проблемы решать. Сейчас палата представителей и сенат готовятся обсуждать закон "Правосудие против покровителей терроризма", который все называют "закон 9/11". Саудиты, чьи уши в этом теракте видны невооруженным глазом, открыто возмутились, пообещав выбросить на рынок американские долговые обязательства на три четверти триллиона долларов. Моментально от этого демарша американская экономика не рухнет, но и последствия его могут быть непредсказуемы.
Потом, раз не удалась "сланцевая революция" в США, необходимо сохранить низкие цены на нефть, а здесь, как мы понимаем, очень много зависит от монархий Залива, которые еще и крайне раздражены заигрыванием Вашингтона с Тегераном. Поэтому Обама ехал успокаивать разгневанного короля, уже оказавшего лидеру сверхдержавы крайне холодный прием. Конечно, Саудовская Аравия получит от американского президента карт-бланш на любые действия в Сирии. Но это вовсе не значит, что там наконец-то появятся войска "исламской коалиции", созданной Эр-Риядом. Инстинкт самосохранения не позволит. Но проблем Дамаску, Москве и Тегерану, безусловно, прибавится.