БАКУ, 2 мая – Sputnik. Госсекретарь США Джон Керри заявил, что рассчитывает на сотрудничество России по Сирии и на то, что сирийский президент Башар Асад прислушается к Москве.
О том, как расценивать заявление Керри и можно ли рассматривать это как сближение США и России, Sputnik побеседовал с военным аналитиком, доцентом кафедры политологии и социологии РЭУ имени Г.В.Плеханова Александром Перенджиевым.
По его мнению, безусловно в заявлении госсекретаря США есть противоречия, по сравнению с его предыдущими высказываниями по Сирии, а также относительно сотрудничества официального Вашингтона с Россией в борьбе против ИГ и других террористических группировок на Ближнем Востоке.
"И все-таки я не сторонник обвинять главу Госдепа США в непоследовательности, потому что международная политика и соткана из различных тактических маневров и стратегического выбора, который обусловлен изменением условий и оценки того или иного процесса", — сказал эксперт.
Собеседник Sputnik напомнил, что США ранее обвиняли Асада в поддержке террористических групп, действовавших в Ираке против американских войск.
Перенджиев полагает, что в чем-то эти обвинения справедливы. Дело в том, отмечает он, что сейчас уже достоверно известно, что иракский диктатор Саддам Хусейн и лидер Джамахирии Муаммар Каддафи использовали исламистскую карту в противодействии не только американцам, но и шиитскому проиранскому влиянию на Ближнем Востоке, которое стало усиливаться после оккупации Ирака в 2003 году американскими войсками.
"Уверен, что не избежал этого "греха" — заигрывания с исламистскими группировками – и нынешний президент Сирии. Однако, такой грех водится и за самими Соединенными Штатами, и может быть даже больший, чем у всех восточных диктаторов, вместе взятых", — сказал он.
По словам военного аналитика, теперь уже подавляющее большинство экспертов, и, прежде всего американских и британских, признают, что ИГ умело воспользовался противоречиями и существующим противоборством между Асадом и сирийской оппозицией, между официальными Дамаском и Вашингтоном, и даже между Россией и США, чтобы укрепиться и расширить свою территорию и влияние в мире.
В тоже время, отметил он, по мнению мировых аналитиков, "Исламское государство" (ИГ) в большей степени, чем оно готово признать, опирается на, казалось бы, нежелательные с его идеологической точки зрения союзы. И извлекая выгоду из подобных сделок, становится влиятельной международной силой.
Так, например, напомнил эксперт, в годы гражданской войны Нестор Махно, вступая в различные, казалось бы, чуждые с точки зрения его идеологии союзы и, используя противоречия между "красными", "белыми" и "петлюровцами", расширял и укреплял свою анархистскую республику.
"Возможно, что пришло понимание и изменение приоритетов американской политики на Ближнем Востоке. Теперь для США проблема номер один не режим Асада, а все-таки ИГ и другие крупные террористические образования. А победить их можно только совместными действиями со стороны США, России, и других государств", — сказал он.
Политолог также отметил, что при этом речь идет о противодействии террористической угрозе не только в военной сфере, но и в экономической, информационно-идеологической, культурной и т.д.
Пожалуй, даже в Вашингтоне стали понимать, отметил Перенджиев, что нельзя устанавливать демократию, уничтожая государство, его легальные и легитимные властные органы. Вместо этого не появится другое демократическое государство. Другое — это только террористическое государство, как показала современная международная практика, считает эксперт.