БАКУ, 18 апр – Sputnik. Cегодня в Москве идет подготовка к круглым столам, посвященным взаимодействию гражданского общества России и Азербайджана, сообщил находящийся в Баку член Общественной палаты Российской Федерации Сергей Марков.
"У нас очень хорошие отношения на уровне политического руководства, между нашими президентами Владимиром Путиным и Ильхамом Алиевым. Но в сфере бизнеса отношения наших стран развиваются не так хорошо, как могли бы", — сказал он.
Вспышка в Карабахе была неизбежна
Что же до Нагорно-Карабахского конфликта, то тут эксперт отметил, что вспышка в Нагорном Карабахе была неизбежна. И это связано с тем, что конфликт находился не в замороженном состоянии, а в неразрешенном.
По его словам, на протяжении многих лет он отличался от других несколькими уникальными особенностями. В частности, там не было никаких миротворцев и войска стояли непосредственно друг напротив друга. Также уникальна и ситуация, при которой был заморожен не конфликт, а переговоры.
По мнению Маркова, очень большая ответственность за то, что эти переговоры длились так долго, лежит на сопредседателях Минской Группы (МГ) ОБСЕ. Это, конечно, не случайно. Все три страны-сопредседателя имеют очень значительные армянские диаспоры, которые оказывают свое влияние на позиции сопредседателей, что, в свою очередь, блокировало оказание давления на Ереван.
Вина за конфликт лежит на армянской стороне
Еще одной особенностью конфликта эксперт считает то, что за эти годы очень сильно изменилось соотношение сил в сторону Азербайджана, которое продолжает меняться.
Марков отметил, что в данном случае вина лежит не на том, кто первый начал в последнем конкретном случае, а на том, кто нарушает нормы международного права: "Вот кто является виновником конфликта. Поэтому, как мне кажется, вина в огромной степени лежит на Ереване".
Чего достиг Азербайджан
Кроме этого, член ОП РФ назвал несколько целей, которых по самому конфликту удалось достичь Азербайджану:
— разморожены переговоры – это важнейшее политическое достижение. И у нас есть основания полагать, что сейчас эти переговоры пойдут значительно более успешно, чем прежде;
— Азербайджан показал мощь и силу своей армии;
– продемонстрирована огромная поддержка населением властей;
— Азербайджан получил полную поддержку Турции, которая была максимально предельной;
— территориально ситуация тоже чуть-чуть изменилась.
"Кроме этого, ни Москва, ни Ереван в этот период не говорили о задействовании ОДКБ, да и сама России заняла в этом вопросе нейтральную позицию", — указал Марков.
Еще один важный плюс – произошедшая вспышка оказалась довольно управляемой. Это означает, что политическое руководство чувствует себя довольно уверенно и способно военно-политические планы реализовывать точно и ясно.
"Ведь часто бывает, что люди для политических целей открывают краник с военными действиями, а закрыть его потом не могут. Здесь же он был открыт и закрыт", — указал Марков.
Также, по его словам, была показана эффективность нового азербайджанского оружия, во многом оно российское, и наблюдатели увидели, что азербайджанская армия научилась эффективно его использовать.
Плюсы для Армении
В то же время Марков считает, что для Армении в этих событиях также было несколько плюсов. В частности, можно было видеть, что армянская армия тоже сильна, а также — что существует общественно-политическая консолидация вокруг политического руководства этой страны.
Что будет дальше?
Комментируя вопрос, что будет происходить дальше, член ОП России сказал, что, по его мнению, в сложившейся ситуации МГ ОБСЕ будет готова поддержать РФ, так как она — одна из стран-сопредседателей, у которой есть не только мощная армянская диаспора, но и мощная азербайджанская диаспора. И в этом смысле российская позиция оказывается более сбалансированной, она больше открыта в обе стороны. Кроме того, Москва готова к международной активности, к которой сегодня не готовы ни Франция, ни США, указал он.
"Сейчас мы можем сказать, что Россия выступила инициатором размораживания переговоров, а остальные сопредседатели МГ ОБСЕ в составе США и Франции согласились с российской инициативой", — считает Марков.
Несколько слов о казанской формуле
Как мне представляется, сейчас на столе переговоров лежит так называемая казанская формула, которая была разработана в 2011 году в Казани, при посредничестве президента России, но на которую тогда не хватило политической воли, говорит он.
Карта подразумевает под собой так называемый временный исторический компромисс. Согласно ей, азербайджанской стороне должны быть переданы те районы Азербайджана, которые лежат вокруг Нагорного Карабаха. Известно, что их семь.
"Но о том, сколько на самом деле будет передано – тут уже идет дискуссия – либо пять, либо шесть, либо семь, но без лачинского коридора", — указал Марков.
Армения, в свою очередь получает несколько моментов:
— демилитаризацию передаваемых районов, поскольку часть из них лежит между Арменией и Нагорным Карабахом;
— возможное размещение миротворцев на границе, что является некой гарантией будущего мирного решения;
— экономическую деблокаду Армении;
— начало переговоров о статусе Нагорного Карабаха и о формате возвращения беженцев.
Эта формула более-менее ясна, говорит Марков. Однако, про его словам, в свое время стороны тоже были очень близки к реализации этой формулы, но останавливала именно недоговоренность по числу районов, а также по ширине лачинского коридора. Плюс возникал вопрос модальности возвращения беженцев в сам Нагорный Карабах.
Статус Нагорного Карабаха
Предполагается же, что статус его будет решен позже, по итогам референдума. Но когда он будет проходить и какое количество беженцев и главное куда смогут вернуться до него? По этим проблемам в свое время не было найдено единой позиции, а также не было найдено позиции о преамбуле, отмечает он.
Марков указывает, что до начала переговоров политическому руководству стран придется "поуговаривать" свое общественное мнение, потому что на волне патриотического ажиотажа население ждет очень многого: "Я считаю, что проблем с этим будет больше у армянского руководства, им придется выполнить больше работы".
В то же время член ОП РФ уверен, что подобные переговоры начнутся довольно скоро, и высока вероятность того, что они не будут затянуты надолго.
Армянский вопрос
Марков также напомнил, что в Армении в эти дни наблюдались демонстрации у российского посольства и прочие (антироссийские – ред.) выступления. И многим в России кажется, что это не очень хорошо, во всем этом есть элемент неблагодарности. Все-таки Россия спасала армянский народ много раз.
Более того, отметил политолог, армянская сторона говорит о том, что Россия продала Азербайджану оружия на 4 миллиарда долларов, а Армении передала на 200 миллионов. Да, разница действительно огромная, но так Азербайджану продала, а Армении – передала. Это надо учитывать.
"Плюс еще в условиях экономической блокады без России Армения и армянский народ жили бы значительно хуже", — указал Марков.
Марков заметил, что в связи со всем вышеперечисленным, в России не могут спокойно относиться к сжиганию российских флагов и прочим действиям армянской стороны. Это видится и проявлением неблагодарности, и проявлением влияния американской стороны.
Однако, по его словам, есть мнение, что официальное руководство Армении эту истерию не поддерживает, хотя, возможно, есть момент манипулирования.
В понедельник, 18 апреля, в Международном пресс-центре Sputnik Азербайджан состоялась пресс-конференция, посвященная состоянию азербайджано-российских отношений, в которой принял участие член Общественной палаты Российской Федерации Сергей Марков.