БАКУ, 22 фев – Sputnik. Первый шок от обесценивания национальной валюты население Азербайджана испытало год назад, 21 февраля 2015 года, когда, вместо обещанной со стороны руководства Центрального банка АР мягкой девальвации, манат в течение дня потерял треть своей цены, с 0,7862 до 1,05 маната за доллар.
На момент ввода в обращение нового маната (1 января 2006 года осуществлена замена старых денежных единиц, в расчете 5000 к одному) курс национальной валюты составил 0,9184 манат за доллар. И граждане на протяжении девяти лет привыкли к тому, что манат понемногу укреплялся к доллару, достигнув на 1 января 2016 года уровня в 0,7844 маната.
Первый рывок вниз манат сделал спустя пять дней после принятого ЦБА 16 февраля 2015 года решения отказаться от фактической привязки нацвалюты к доллару и курс начал определяться на основе бивалютной корзины. Резкое сокращение финансовых ресурсов, вызванное затяжным падением цен на нефть на мировых рынках, вынудило 21 декабря 2015 года Центробанк перейти уже на плавающий курс маната, который подешевел буквально в одночасье с 1,0499 до 1,55 маната. В общей сложности за два этапа девальвации национальная валюта подешевела вдвое.
Официально необходимость проведения девальвации Центробанком объясняется необходимостью стимулировать экономическую конкурентоспособность Азербайджана в условиях низких цен на нефть и неблагоприятных тенденций в глобальной экономике.
По факту – стимулирование экономики таким путем шаг, весьма спорный и рискованный. К сожалению, проводимая на протяжении последнего десятилетия со стороны Центробанка политика усиления национальной валюты явно не способствовала налаживанию в стране производства, нацеленного на экспорт и, в конечном итоге, доля во внешней торговле нефтяного сектора (в широком его понимании) составляла не менее 90%.
В настоящее время азербайджанское правительство разрабатывает ряд мероприятий по усилению экспортного потенциала ненефтяного сектора и развитию импортозамещения, для чего принимаются решения по освобождению от налогов и таможенных сборов ввозимого в страну промышленного оборудования.
Однако установка, запуск и налаживание выпуска конкурентоспособной продукции требуют определенного времени. А между тем, произошедшее двукратное снижение стоимости маната по отношению к доллару (а это основная валюта внешнеторговых операций) вызвало в стране инфляционную волну. По итогам января в годовом исчислении наиболее заметный рост цен прослеживается на потребительском рынке, где подорожание товаров в среднем составило 20%. По официальным данным, инфляция за рассматриваемый промежуток времени оценивается на уровне 14%, по итогам 2016 года в стране также ожидается двузначная инфляция.
Фактически, рост цен наблюдался не только на импортируемые товары (в особенности на непродовольственные), но и на продукцию, производимую на территории страны, в связи с подорожанием ввозимого сырья. Последние принятые правительством меры к увеличению производства зерновых и технических сельскохозяйственных культур позволят несколько снизить зависимость Азербайджана от импортируемого сырья, однако и в этом случае, по объективным причинам, эффекта придется дожидаться не один месяц.
Сейчас азербайджанское правительство перешло к политике жесткой экономии средств, что прослеживается и в деятельности государственных компаний. В частности, Государственная нефтяная компания АР приняла решение по прекращению активных действий по строительству нового нефтегазоперерабатывающего и нефтехимического комплекса. В госсекторе запущен процесс реформ, направленных на повышение продуктивности работы госаппарата и сокращение бюджетных расходов, также разработаны схемы стимулирования предпринимательской деятельности (эффект от которых, при благоприятном раскладе и в зависимости от отрасли, может быть заметен достаточно скоро).
С целью смягчить влияние девальвации на банковскую систему и население в целом, власти вновь вернулись к режиму налоговых каникул по доходам с банковских вкладов, однако главную финансовую проблему решить это пока не помогло. Речь идет о высокой долларизации экономики — процесса, который начался сразу после первой девальвации. Лихорадочный обмен бизнесом и рядовыми гражданами манатных средств вызвал за это время три кризиса на наличном валютном рынке и вынудил Центробанк ввести, мягко говоря, не демократичные ограничения в этой сфере. Тем не менее, сейчас львиная доля депозитов в банках номинирована в долларах, что влечет к проблемам уже на кредитном рынке, поскольку ожидания дальнейшего обесценивания маната делают долларовые ссуды невостребованными, а также более рискованными.
Начиная с 25 января этого года, Центробанк Азербайджана, по видимости, начал проводить политику укрепления курса национальной валюты по отношению к доллару. Это уже принесло первое результаты, в частности, отмечается пусть и незначительное, но снижение цен на потребительском рынке. Кроме того, жесткое регулирование тарифов на городской транспорт и цен на энергоносители не дало инфляционным процессам перейти в сферу гиперинфляции, которая прослеживается в некоторых нефтедобывающих странах.
Относительно перспектив курса маната, то нацвалюта продолжит находиться в зависимости от цен на нефть. С учетом этого было принято решение при пересмотре бюджета на 2016 год заложить прогнозную цену на нефть на уровне 25 долларов за баррель. Соответственно, курс национальной валюты, скорее всего, будет постепенно возрастать, учитывая благоприятный прогноз нефтецен до 40-50 долларов. Однако, Центробанк вряд ли допустит резкое увеличение курса маната, и его стоимость будет колебаться в коридоре 1,45 – 1,65 маната за доллар.
В противном случае азербайджанскому правительству вновь не удастся добиться выпуска конкурентоспособной продукции, и достигнуть поставленной сейчас цели увеличения ненефтяного экспорта.