БАКУ, 22 дек — Sputnik. Курс национальной валюты Азербайджана – маната по отношению к мировым валютам во вторник вновь продемонстрировал отрицательную динамику, фактически усугубляя произошедшую 21 декабря девальвацию. Sputnik разобрался, в чем проблема.
Анамнез
Потеряв накануне 47,6%, манат продолжил дешеветь к доллару – на 0,07% и евро – на 0,5%, однако укрепился на 0,5% к российскому рублю. В результате официальный курс Центробанка АР на 22 декабря установлен в 1,5511 маната за доллар, 1,6939 маната за евро и 0,0217 маната за рубль.
Таковы последствия принятого Правлением ЦБА республики решения о переходе с 21 декабря 2015 года к плавающему курсу маната. За один день азербайджанская валюта потеряла 47,6% к доллару, 47,9% к евро и 31,6% по отношению к рублю. Основанием для этого шага стала необходимость сохранения объема валютных резервов, обеспечение платежного баланса и повышения конкурентоспособности национальной экономики, говорится в заявлении Центробанка.
Угрозу всему перечисленному, как и следовало ожидать, представляют сегодня цены на нефть, опустившиеся до критически низкого уровня. Азербайджанский манат, обеспеченный преимущественно доходами от продажи углеводородного сырья, оказался очень уязвим к падению нефтяных котировок. В частности, по данным агентства Fitch Ratings, на углеводородное сырье приходится 95% экспорта, 75% доходов госбюджета и 40% валового внутреннего продукта 2015 года Азербайджана.
В результате начавшегося летом 2014 года давления на рынок нефти неблагоприятных тенденций в глобальной экономике, замедления темпов роста в развивающихся станах, роста поставок и запасов на энергетическом рынке, а также и политических кризисов, нефть подешевела со 117 долларов в июне прошлого года до текущих 36 долларов за баррель, более чем втрое уменьшив валютную выручку Азербайджана от сырьевого экспорта и соответственно, профицит внешней торговли. При этом бюджет республики на 2015 год был рассчитан, исходя из цены 90 долларов за баррель.
Первый этап приведения стоимости нацвалюты к реальным характеристикам прошел в феврале этого года, когда Центробанк АР перешел к расчетам курсов на основе бивалютной корзины (на основе доллара и евро). Тогда курс маната опустился с 0,78 AZN до 1,05 AZN за 1 USD, то есть на 34%. В надзорном банковском ведомстве указывали, что февральская девальвация адаптировала курс маната к цене на нефть в пределах 50-55 долларов за баррель. Однако, ускорившееся с конца июля удешевление углеводородного сырья повысило курсовое давление, для смягчения которого использовались официальные валютные резервы ЦБА: с сентября 2014 года по декабрь 2015 года Центробанк израсходовал в общей сложности 8,9 миллиардов долларов из своих запасов, которые упали с 15,1 до 6,2 миллиардов долларов.
Продолжающееся удешевление нефти и неблагоприятные прогнозы, в том числе и по девальвации валют основных стран-партнеров сделали дальнейшее удержание курса маната нецелесообразным. Результат – новая адаптация условий на внутреннем валютном рынке к характеристикам нефтецен. C 21 декабря обменный курс маната определяется в соответствии со спросом на валютном рынке, который, к счастью, уже не носит панического характера, так как большая часть операций, пассивов и условий была долларизирована еще весной этого года. Тем не менее, последствий новой девальвации экономике страны и потребительскому рынку избежать не удастся.
Симптомы
Имеющийся уже опыт обещает, что развитие событий будет предсказуемым. Бюджетные прогнозы на 2016 год с высокой вероятностью могут быть исполнены, благодаря тому, что поступления в бюджет Азербайджана по линии нефтегазового сектора в манатном эквиваленте возрастут, в том числе увеличится манатная прибыль Государственной нефтяной компании АР и действующих на территории республики транснациональных компаний. Возрастут, опять же в манатном эквиваленте, таможенные отчисления. Сократится расходование, а в случае состоятельности оптимального сценария возобновится пополнение официальных резервов Центробанка. Стратегические ресурсы Государственного нефтяного фонда АР (являющегося одним из важных источников формирования доходной части госбюджета) ожидает значительная экономия, в размере более 1,9 миллиардов долларов. Так, расходы ГНФАР, осуществляемые в манатах, в том числе инфраструктурные, социальные инвестиции и трансферты в бюджет (6 миллиардов 300,9 миллиона манатов), потребуют по новому курсу уже не 6,009 миллиарда долларов, а 4,065 миллиарда долларов. Для сравнения, после февральской девальвации экономия средств Госнефтефонда оценивается на уровне 3 миллиардов долларов. Наконец, новые условия на валютном рынке страны создают очень благоприятные условия для экспортоориентированных национальной предприятий и отраслей ненефтяного сектора, потенциал которых растет обратно пропорционально авторитету маната. К сожалению, в период высоких нефтецен и масштабного притока валюты в страну внутреннее производство развилось недостаточно и не в состоянии компенсировать стране деградацию нефтяного экспорта.
Менее оптимистичные прогнозы делаются для рынков финансового, потребительского, а также уровня жизни. В официальном заявлении Центробанка от 21 декабря особо подчеркивается, что после девальвации будут осуществлены все возможные мероприятия, направленные на обеспечение устойчивости банковской системы, поддержания ее ликвидности и капитала, а также сохранности депозитов и вкладов в банках страны.
В тот же день в своем выступлении в эфире государственного телеканала АзТВ председатель правления Центробанка АР Эльман Рустамов подчеркнул, что банковский сектор страны сохраняет стабильность и показатель адекватности капитала достигает 17% (нормативы ЦБА установлены на уровне 12% при международной норме в 8%), а показатель ликвидности более чем вдвое превышает нормативное требование Центробанка. По оценке Рустамова, примерно 80% вкладов номинировано на данный момент в иностранной валюте, что означает их защищенность от курсовых рисков. Параллельно завершаются работы по усовершенствованию системы страхования вкладов, так что, по мнению главы Центробанка, у граждан нет серьезных оснований для беспокойства.
Тем не менее, опасения есть и касаются они уже сохранности не сбережений (которые были переведены в иностранную валюту еще весной), а доходов: в долларовом эквиваленте заработные платы, пенсии и пособии обесценились в одночасье в полтора раза. Напротив, большая доля импортных товаров на потребительском рынке означает неизбежное повышение розничных цен, причем спекулятивные настроения – как показывает существующий опыт – распространят эту тенденцию и на товары/услуги местного производства.
Как показали результаты проведенного Sputnik опроса, подавляющее большинство людей уверены в росте цен на продукты питания и выражают сомнение, что рост заработных плат будет соответствовать увеличившимся расходам. Также есть опасения сокращений рабочих мест, о чем уже заговорили и сами работодатели. При проведении опроса в различных частях столицы в день девальвации бакинцы сошлись во мнении, что правительство должно принять меры для предотвращения искусственного повышения цен.
В свою очередь, Министерство экономического развития АР во вторник выступило с заявлением о начавшемся мониторинге потребительского рынка, направленном на предотвращение необоснованного завышения цен и создания искусственного дефицита товаров. В заявлении ведомства подчеркивается, что в настоящее время проводится тщательный анализ изменений на рынке, и к нарушителям антимонопольного законодательства будут предприняты необходимые меры.
Депутат Милли Меджлиса (парламента АР) Руфат Гулиев демонстрирует уверенность в том, что правительство сделает все возможное, чтобы предотвратить рост цен на продукты питания. В то же время он затрудняется прогнозировать, как девальвация маната отразится на потребительском рынке. Самое главное – удержать цены на продукты питания, коммунальные услуги, транспорт, чтобы создавшаяся ситуация не очень сильно сказалась на благосостоянии населения, считает депутат.
В свою очередь, экономист Вугар Байрамлы считает, что стоимость импортируемых в Азербайджан товаров может возрасти на 30-35%, причем девальвация маната будет иметь психологическое воздействие на ценообразование продукции национального производства. Кроме того, эксперт подчеркнул необходимость организации правительством комплекса мер, направленных на поддержку банковских заемщиков из числа населения, имеющих обязательства по кредитам, номинированным в иностранной валюте.
Собственно, возврат долларовых кредитов остается наиболее острым вопросом, стоящим и перед населением, и перед экономикой Азербайджана. Очевидно, что неплатежеспособность заемщиков, риск которой вырос соответственно падению покупательской способности манатных доходов, способна резко ухудшить показатели банковской системы. В связи с этим специалисты рекомендуют особое внимание уделить выработке механизмов смягчения режима обязательств заемщиков. Так, Байрамлы подчеркнул необходимость проведения со стороны правительства комплексных мер, направленных на то, чтобы население не столкнулось с трудностями при возврате ссуд, номинированных в иностранной валюте. По его мнению, важно создание специальных льгот для граждан, взявших кредиты в долларах.
Рассчитывать на то, что работодатели в частном секторе повысят заработную плату персоналу, скорее всего, не приходится. Немногим лучше обстоят дела в госсекторе: как сказал Sputnik депутат Милли Меджлиса Вахид Ахмедов, финансирование пенсий и заработной платы будет зависеть от финансовых возможностей государства. Депутат указал, что госбюджет на 2016 год уже принят с прогнозом цены на нефть на уровне 50 долларов за баррель. И хотя сейчас котировки нефти колеблются в пределах 36-37 долларов, в случае их возврата на приемлемый для Азербайджана уровень, на что рассчитывает депутат, государство получит возможность выполнить свои обязательства.
Прогноз
Что касается дальнейших перспектив динамики курса маната, то практически все эксперты финансового рынка, вплоть до валютных специалистов банков, в настоящее время воздерживаются от официальных комментариев и прогнозов: слишком свежи в памяти не оправдавшие себя ожидания десятимесячной давности. В приватных беседах экономисты склоняются к мнению, что реальная цена азербайджанской валюты может достигать 2,2 — 2,5 маната за доллар США, и после вчерашнего рывка девальвация продолжится, хотя и не такими быстрыми темпами.
Переходя к официальной версии, согласно заявлению Рустамова, Центробанк Азербайджана больше не допустит значительного изменения курса маната и намеревается контролировать его дальнейшую динамику, поскольку угроза паники из-за новых значительных колебаний слишком велика.
"Сегодня (в понедельник – ред.) мы провели первый аукцион на рынке по продаже валюты, изменив при этом операционные рамки. До этого мы полностью удовлетворяли потребности рынка в валюте, однако сейчас мы будем предлагать рынку валюту в определенном размере через аукционы, и будем следить, как формируются спрос и предложение на нее”, — указал главный банкир страны.
Как ожидается, большое влияние на стоимость нацвалюты должна оказывать цена, формируемая на межбанковском валютном рынке. Этим путем наконец определится реальная рыночная стоимость маната, и после того, как амплитуда маятника спроса-предложения уменьшится, Азербайджан приблизится к балансу в зарубежной торговле и платежном балансе, что остается приоритетом для страны.
И тем не менее, не стоит забывать, что государственный бюджет на 2016 год сверстан из расчета 50 долларов за баррель азербайджанской нефти и курса в 1,05 маната за один доллар. Что характерно – девальвация предоставляет манату прекрасный шанс начать новую жизнь. Многолетнее искусственное удержание стабильности не пошло на пользу ни азербайджанской валюте, ни экономике.
Манат (AZN) — официальная денежная единица Азербайджанской Республики. Впервые введен в обращение 15 августа 1992 года, одна денежная единица была равнозначна 10 рублям СССР. С 1 января 1994 года полностью завершилось выведение из обращения на территории республики советской валюты и в качестве платежного средства в расчетах используются только манаты.
Неблагоприятная экономическая ситуация в стране и высокие темпы инфляции быстро обесценивали национальную валюту, в результате чего правительством Азербайджана принято решение о проведении с 1 января 2006 года деноминации в масштабе 1 к 5 тысячам: это максимально приблизило новый манат по его покупательской способности к доллару США. Денежные знаки старого образца имели хождение до 1 января 2007 года.