БАКУ, 18 фев – Sputnik. Накануне министр обороны Ирана Хосейн Дехган посетил с визитом Москву, где встретился с президентом Владимиром Путиным. Несмотря на то, что встреча прошла за закрытыми дверями, все же стало известно, что в ходе встреч была обсуждена возможность покупки Ираном различного вооружения, а также получения технологий, что стало возможным после снятия со страны международных санкций.
О том, какие еще договоренности могли быть на этой встрече, как на эти переговоры могут отреагировать другие страны, и может ли это сказаться на Азербайджане, Sputnik поинтересовался у российского эксперта.
Де-факто коалиция в составе Сирии, Ирана и России уже действует и эпизодически в ней принимает участие Ирак, сказал востоковед Александр Князев, отвечая на вопрос о том, не могли ли стороны в ходе встречи договориться и о создании некой коалиции, учитывая схожесть их позиций по Сирии.
По его мнению, в заключении какого-то формального военного союза вряд ли есть необходимость, так как "существуют двусторонние отношения между акторами в этой сфере, думаю, этого достаточно".
"Мне кажется, ключевым вопросом этого визита было военно-техническое сотрудничество, проработка вопросов покупки Ираном вооружений российского производства. Ну и знаковым событием, конечно, будет отправка в Иран первой партии многострадальных ЗРС С-300, затянувшаяся по вине российской стороны с 2010 года", — считает эксперт.
Стратегически интересы Ирана и России, по словам Князева, совпадают как в военной сфере, так и не только в ней, а визит министра обороны — один из этапов в сближении международных позиций двух стран.
Что же касается интересов Азербайджана в данной ситуации, то политолог считает, что азербайджанская сторона не должна совершать каких-то действий, направленных против интересов двух соседних держав. И тогда никакого вреда для страны в российско-иранском сближении не будет. Напротив, существует масса направлений для трехстороннего сотрудничества, которыми Азербайджан может успешно воспользоваться.
Кроме того, Князев подчеркнул, что западные страны и арабские монархии смотрят на этот процесс довольно ревниво, поскольку сближение России и Ирана ломает многие планы, что наиболее ярко видно на примере сирийской ситуации.
Эксперт напомнил, что приобретение Ираном вооружений по многим позициям ограничено соглашением между этой страной и шестью державами, подписанным в Вене летом прошлого года. Помимо поставок С-300 (это старый контракт и он будет выполняться), Иран интересуется и системой ЗРК С-400 "Триумф", и самолетами Су-30СМ, которые иранцы хотели бы производить у себя.
Сейчас будут попытки препятствовать этим процессам, например, в ООН, отмечает эксперт. "Однако, ООН уже давно не та организация, решения которой безупречно выполняются кем-либо. Поэтому Москва и Тегеран найдут способы обойти сопротивление Вашингтона или Берлина, не говоря уже об Эр-Рияде", — считает востоковед.