Новости

Стране нужен институт, способный быстро принимать решения

© Sputnik / Мурад ОруджевИльгар Велизаде, политолог
Ильгар Велизаде, политолог - Sputnik Азербайджан
Подписаться
В ситуации, когда граждане слабо информированы по поводу работы, запланированной и уже проводимой правительством, общество становится дезориентированным. Для предотвращения этого целесообразно более активно работать с общественным мнением.

БАКУ, 19 янв, — Sputnik. Падение цены на нефть, девальвация маната стали причиной развития кризисных явлений в азербайджанской экономике. Аналогичные проблемы переживает и другая постсоветская страна – Казахстан, который поставил перед собой цель провести, наряду с социальными реформами, и серьезные административные. Может ли, должен ли Азербайджан предпринимать такие же шаги, рассказал в интервью Sputnik политолог Ильгар Велизаде.

– Что стоит за масштабными  реформами, проводимыми в Казахстане? Нужен ли и нашей стране такой опыт?

— Осуществляемый в Казахстане комплекс мер, называемый "План нации", представляет собой концептуальный план, состоящий из 100 шагов. Его также можно считать антикризисным. Сегодня там предпринимается немало серьезных шагов, направленных на разрешение кризиса в как можно более сжатые сроки. Однако, надо понимать, что ситуация в Казахстане имеет свои особенности, которые не позволяют нам брать и вслепую применять их опыт в Азербайджане. В настоящее время там анонсированы действия в направлении кадровых преобразований – они начали привлекать новые кадры, а уже существующие проходят аттестацию.

Тенге. Архивное фото - Sputnik Азербайджан
Казахстанский тенге вновь обновил исторический минимум

Следует отметить, что нынешний процесс не является чем-то новым для Казахстана. В той или иной степени здесь давно практикуется сменяемость чиновников высшего и среднего звена. Вообще, казахские министры, другие ответственные лица часто проходят ротацию. Их общество уже привыкло к кадровым реформам. У нас же их проведение в такой форме, конечно же, может привести к возникновению определенных проблем, которые по большей части будут нести технический характер. В Казахстане чиновник сидит на должности 2-3 года, потом сменяется новым. При такой практике структура способна работать сама по себе, даже если ее глава вообще отсутствует.

У нас наблюдаемые в последнее время процессы показывают, что когда с работы уходит руководитель, за ним следует целый ряд людей, работающих в этой сфере.Таким образом,возникает кризисная ситуация. Поэтому, если мы начнем применять то же самое сразу во всех сферах одновременно, эти структуры просто-напросто все встанут. То есть процесс должен вестись постепенно, возможно через реформирование самих ведомств. Примерно об этом говорил недавно и президент на встрече с министрами экономического блока.

– В таком случае, как Вы представляете себе кадровую реформу в Азербайджане?

Президент Ильхам Алиев. Архивное фото - Sputnik Азербайджан
Президент: структурные реформы продолжатся, расширится приватизация

— У нас тоже следует применять систему, установленную в Европе и других развитых странах, но поэтапно. Кадровые реформы, привлечение новых людей, должно проходить эволюционно. Речь идет не только о новых людях, а о реформе самой системы. Должна быть разработана программа по всем сферам отраслевых структурных преобразований. Надо вообще разбюрократизировать некоторые сферы деятельности настолько, чтобы работа исполнительного аппарата была направлена на развитие самой отрасли, а не создавалось бы впечатления, что отрасль работает на содержание аппарата.

– В чем состоит план выхода из кризиса у Казахстана? Что должен Азербайджан сделать первым делом?

— В настоящее время казахи работают над тем, чтобы понизить зависимость от нефти до минимума. При этом некоторые шаги и там считают запоздалыми, они подвергаются критике со стороны казахстанских экспертов. Если посмотреть на экспорт Казахстана, то мы увидим, что кроме нефти там есть и другая продукция. Еще  в советские времена там была развита добывающая промышленность. Кроме того, у них есть немало других возможностей для диверсификации структуры экспорта, в том числе за счет развития отраслей переработки. Вот и нам следует проводить реформы в сфере развития обрабатывающей промышленности. Несмотря на некоторую схожесть, есть и немало отличительных черт.

В предыдущее годы в Казахстане была разработана программа развития на 2030, 2050 годы, о которой немало говорилось, и общественность имеет возможность подробно ознакомиться со всеми пунктами этих программ. Однако у нас тоже есть свой аналогичный план – 2020. В его разработке принимали участие ведущие специалисты, представляющие различные отрасли. Это довольно интересный интегрированный документ, в котором содержатся как план реализуемых мер, так и цели развития на ближайшую перспективу.

Здание Милли Меджлиса - Sputnik Азербайджан
Милли Меджлис: слухи о повышении курса до двух манатов безосновательны

Однако, к сожалению, подробности этого плана, многие его детали до сих пор в достаточной мере общественности не раскрыты. Надо понимать, что в ситуации, когда граждане слабо информированы по поводу работы, запланированной и уже проводимой правительством, общество становится дезориентированным. В Казахстане ориентиры уже определены, все пункты плана выхода из кризиса открыто показаны. Если что-то не выполняется,то виновников находят и наказывают. А у нас складывается впечатление, что этот процесс носит не системный, а спорадический характер. Что, на мой взгляд, не совсем так. Для предотвращения такой ситуации существует целесообразность более активной работы с общественным мнением с целью продвижения комплексной стратегии общественного развития. В Казахстане эта стратегия начала работать, у нас она тоже работает, но информативной базы явно не достаточно. Важно привлечь общество к этим планам, создать прозрачный механизм информирования населения.

– Как Вы смотрите на вопрос о роспуске парламента в Казахстане?

— Осуществление антикризисных проектов требует определенных новых политических оснований. Парламентские выборы в Казахстане должны были проводиться в 2017 году. Нынешний роспуск парламента и проведение новых выборов даст возможность создать новую правовую базу. Парламент уже вынес на обсуждение новые законы по антикризисным вопросам. Для новых планов нужна новая правовая база. Старый парламент во многом не соответствует этому.

Для Назарбаева сейчас нужен антикризисный парламент, поэтому он и проводит выборы. Между парламентом, сформированным в стабильное время и парламентом,сформированным в кризис, есть достаточно большая разница. При создании нового института новые люди приносят свои новые планы, платформы. В нынешнем положении даже такая страна, как Казахстан, вынуждена использовать иную практику действий.

– По мнению одного из лидеров Казахстана, какие-то изменения будут в любом случае. Мысль, приблизительно, следующая: "Мои глаза хотят перемен. Хочу видеть на этих креслах других людей. Может, это будут плохие люди, но хотя бы другие"…

выборы - Sputnik Азербайджан
Конституционный суд АР утвердил результаты парламентских выборов

— Это так. Они говорят так потому, что в парламент должна прийти молодежь. Этот парламент уже будет в некоторой степени застрахован от прежних ошибок и будет иметь большее доверие со стороны общества. К тому же, такой парламент будет чувствовать ответственность. Новые депутаты будут рассуждать так: "чтобы завоевать доверие, я должен обязательно что-то придумать". Новый парламент должен принять совершенно новые законы, чтобы стало возможным осуществить "План нации".

- А наши власти пойдут на такие реформы?

Станислав Ткаченко - Sputnik Азербайджан
Ткаченко: Евразийский союз для Азербайджана – новый рецепт реформ

— Наши власти в сложившейся ситуации пытаются активизировать работу общественных организаций, создать механизм  общественного контроля над выполнением решений. Вы, конечно же, наблюдаете за общественно-политической жизнью. Возьмем, к примеру, общественный сектор. Так, какая-то группа людей, представляющих общество, действительно проводит мониторинги, дает политическую оценку, проводит анализ ситуации в той или иной отрасли, и т.д. Однако, есть и такие, и их, к сожалению немало, которые пришли ради каких-то личных интересов – проектов, грантов и пр. У таких людей нет ни опыта, ни понятий, ни желаний. Смогут ли, по-вашему, такие люди справиться с возложенной на них ответственной миссией по общественному контролю, изменить что-либо к лучшему? У них нет достаточных навыков и способностей. А даже если и есть, менять ситуацию, нынешнее статус-кво, им совершенно не выгодно. От них сейчас требуется проявление других качеств, а они не смогут понять новую ситуацию, и приспособиться к ней. Представьте себе людей, находившихся до сих в общественном секторе, в частности, близких к структурам исполнительной власти на местах. Что они смогут предложить? Каких эффективных мер по общественному контролю от них можно ожидать? Одних только реформ со стороны правительства недостаточно. Необходимо изменить практику участия в общественной жизни и неправительственных организаций.

Лента новостей
0