БАКУ, 19 янв — Sputnik. Курс на ликвидацию и объединение ряда госструктур выбран в Азербайджане, согласно распоряжениям Президента Ильхама Алиева. Это очень важный для государства шаг в нынешних реалиях. Нечто подобное некоторое время назад было предпринято и в Российской Федерации. О том, к какому эффекту это привело в России и, по аналогии, что может принести Азербайджану, Sputnik рассказали российские политологи.
В первую очередь, необходимо оставлять те ведомства, которые связаны с реальной экономикой, созданием и ростом производств, включая сельское хозяйство, считает первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук.
По его словам, помимо этого, важнейшими для любой системы являются структуры, связанные с образованием, генерацией собственных кадров. Оборона, подготовка системы защиты государства – также одно из важнейших направлений сегодняшнего дня.
И только после укрепления этих сфер, отметил эксперт, следует обратить внимание на так называемую "бухгалтерию", так как деньги не могут стоять на первом месте, они являются необходимым, но лишь вспомогательным механизмом. Вот именно в этих структурах необходимо слить все, что можно: к примеру, говоря о банках, надо помнить, что обществу банковская система необходима как необходимый элемент здоровой экономики, однако при этом не нужны сами банкиры, которые являются тормозом и тромбом, претендующие, в том числе, на подспудную политическую роль, говорит эксперт, утверждающий, что это повсеместная проблема.
"Нужен не миллиардер во главе того или иного ведомства, а грамотный и умный исполнитель. Такие люди в обществе есть и сейчас, однако без прямой помощи государства и власти они не могут встать на те места и должности, которые просто созданы для них", – подчеркнул он.
Говоря о том, к чему это может привести в Азербайджане и уже привело к России, так как у страны уже имеется такой опыт, Трофимчук отметил, что у российского государства действительно имеется большой опыт структурной реорганизации министерств и ведомств, а также оптимизации числа чиновников. Опыт большой, но очевидного, тем более положительного, результата пока не просматривается. И самое главное, в реальной жизни не сокращаются расходы на их содержание, что бы на эту тему не говорила статистика.
В основном, по мнению эксперта, все движение, по видимости, происходит лишь в сфере обсуждения данной проблемы. При этом часто сравниваются чиновничьи массивы СССР и РФ. Однако здесь не может быть никаких корректных сравнений, так как советская система была огромной армией рабочих и служащих, а российская в основном сводится к понятию "общество потребления". И в этом самом потребительском обществе чиновничий аппарат разрастается кратно, так как является основной потребляющей нишей, не говоря уже о коррупции. Для примера, можно посмотреть на небольшой, но показательный опыт Евросоюза, где бюрократическая структура размножается точно так же, практически бесконтрольно.
"Проще говоря, ситуация на деле выглядит так, что пожеланий на тему сокращения государственного, управленческого аппарата все больше, а сам он при этом растет с прежней скоростью и динамикой", – заметил Трофимчук.
Собеседник Sputnik считает, что в сфере реорганизации ведомств также сложилась нечеткая картина. Если исходить из российского опыта, то кажется, что все действия здесь сводятся исключительно к декоративному "сливу" и "разливу" министерств, а также наделению их новыми названиями (типа "агентств", с министерскими полномочиями и т.п.), с последующей, почти неизбежной, ликвидацией. Это происходит постоянно и в частности, касается финансовых и экономических структур: "В числе постоянно реорганизуемых ведомств находится также Роскосмос и др. В итоге непонятно, когда же они, наконец, начнут работать, выйдя из регулярного периода организационных потрясений."
Говоря о пределе сокращения административного аппарата, после которого он становится неэффективным, а также о том, есть ли риск, что при его уменьшении до минимума общество и экономика станут неуправляемыми, политолог заметил, что на его взгляд, эффективность исполнительного аппарата зависит исключительно от личности руководителя, который автоматически дает нужную настройку всей подчиненной системе. Но когда людям предлагают действовать по псевдодемократическому принципу "пойди туда, не знаю куда, и принеси то, не знаю что", наступает тотальная разбалансировка механизма управления. Этот принцип относится к любому звену и уровню государства. При этом идеальный руководитель никогда не допустит коррупции в подконтрольном ему аппарате, так как это является главным индикатором его собственной слабости и беспомощности. И пусть его при этом недоброжелатели обвиняют в чем угодно (авторитаризме, тоталитарных методах управления и т.п.) – главное, чтобы система работала максимально четко и эффективно.
Как бы ни критиковали сегодня Советский союз, сказал Трофимчук, но в нем была мощная школа управленцев, которая и позволяла сокращать исполнительные структуры до минимума, так как почти каждый руководитель находился на своем месте и работал с нужной отдачей, естественно, под соответствующим контролем.
"Сегодня на руководящие места приходят люди, не имеющие никакого жизненного и практического опыта, но обладающие при этом всем "положенным" комплектом дипломов. Однако образование и дипломы, как показали последние десятилетия, не могут решить ничего, если за ними не стоит нужная личность. Взгляните, к примеру, на жуткий опыт и результаты работы так называемых российских "младореформаторов"", — подчеркнул он.
Поэтому гарантией эффективного чиновничьего аппарата, считает эксперт, являются следующие параметры: 1) личность во главе системы; 2) те, кто пришел на нижние уровни руководства благодаря этой личности (этот закон, кстати, работает и в обратную сторону); 3) минимально возможное число чиновников в каждой структуре, так как умные люди не дают бездарностям никакой возможности для размножения. Все и всегда зависит от людей, сами по себе управленческие системы работать не могут, отметил он.
В свою очередь, российский политолог, руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Михаил Нейжмаков отметил, что ликвидацию и укрупнение ведомств довольно часто связывают с экономическим кризисом.
По его словам, вроде бы, все логично. Таким путем власти еще раз могут показать обществу, что в период финансовых потрясений начинают экономить именно с чиновников. Но в России, например, крупнейшие административные преобразования не были связаны с кризисами. Так, пока что самая существенная реорганизация Кабмина эпохи Путина произошла в 2004 году при премьере Михаиле Фрадкове. В сформированном им правительстве осталось 14 министерств вместо 22 при его предшественнике, Михаиле Касьянове. Появились новые укрупненные "суперминистерства" (например, Минздравсоцразвития). Количество замминистров в ведомствах было сокращено почти в восемь раз. При этом, данная реформа пришлась на период относительной экономической стабильности. Во многом такие масштабные преобразования объяснялись политическими обстоятельствами.
В то же время, Нейжмаков отметил, что осуществленные при Фрадкове реформы подвергались критике. Например, многие указывали, что оставшиеся в должности заместители министров оказались слишком перегружены работой, что некоторые министерства отвечают за слишком широкий круг вопросов. Скажем, уже тогда говорилось, что из упомянутого Минздравсоцразвития стоит вновь выделить министерство здравоохранения, руководить которым должен не просто чиновник, а человек с медицинским образованием. В конечном счете, власти пошли именно по этому пути. В нынешнем российском правительстве есть отдельное министерство здравоохранения, которым руководит доктор медицинских наук Вероника Скворцова.
"Стоит помнить и о чисто пропагандистском аспекте административных реформ. Как правило, сокращая госаппарат и укрупняя ведомства, власти рассчитывают на одобрение населения. На деле же, это, в лучшем случае, становится "новостью на час". Для простых граждан, в массе своей, сведения об очередных "слияниях и поглощениях" выглядят скучными. Гораздо больший ажиотаж вызывают процессы над коррумпированными чиновниками", – заметил политолог.
В пятницу, 15 января, Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым издан указ, согласно которому объединены Управление комплекса Площади Государственного флага и Управление Приморского парка бакинский бульвар при Кабинете министров АР. Кроме того, следующим указом главы государства ликвидировано Государственное агентство по закупкам, его полномочия и функции, а также находящееся в его управлении госимущество переданы Государственной службе по антимонопольной политике и защите прав потребителей при Министерстве экономики АР.
А по итогам проведенного в понедельник, 18 января совещания, посвященного решению экономических и социальных проблем Президент Азербайджана Ильхам Алиев подчеркнул, что в стране будут продолжены структурные реформы, министерства и ведомства, полномочия которых дублируются, будут сокращены или ликвидированы.