БАКУ, 25 дек – Sputnik. Добываемая в Азербайджане легкая нефть марки Azeri Light в настоящее время продается фактически по одинаковой цене с марками, бывшими ранее более дешевыми, сообщили в Государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR).
Цена Azeri Light, если не вдаваться в подробности, важные только для специалистов, определяется, исходя из текущих цен на базовый сорт нефти (Brent), плюс премия “за качество”. Также продавец несет расходы по доставке сырья до покупателя. Сегодня, согласно полученной информации, Azeri Light в основном имеет нулевую премию, но ряд партий все же ушли с дисконтом.
В компании отметили, что за последние два месяца премия упала с 3 до 0 долларов за баррель. По этой причине азербайджанские экспортеры начали продавать больше нефти на рынке Азии.
По мнению эксперта-экономиста Натига Джафарлы, Азербайджан будет вынужден продавать нефть по низкой цене, поскольку конкуренция на рынке Европы постепенно усиливается: Иран также нацелен на европейский рынок.
“В ближайшее время, с первых дней нового года, Иран начнет перегонять танкеры в европейском направлении. В связи с этим уже заключили первый контракт. Для азербайджанской нефти наступят тяжелые времена. Azeri Light из-за своих природных характеристик всегда была лучше остальных марок, также она была дороже и качественнее нефти марки Brent. Но из-за сложившейся ситуации Азербайджану придется снизить цену на нефть”, — полагает он.
Ситуация также усугубляется тем, что из-за низких мировых цен на нефть многие нефтеперерабатывающие заводы в Европе снижают себестоимость производства и поэтому предпочитают покупать сернистую, более дешевую нефть, а не более дорогие марки, такие, как Azeri Light.
По словам эксперта-экономиста Ниджата Гаджизаде, в такой ситуации надо искать новые рынки для продажи нефти. SOCAR сможет найти клиентов в Азии, но они будут неприбыльными так же, как в Европе: “На азиатском рынке ситуация другая. Европейский рынок, в отличие от азиатского, более уникален и более выгоден”.
Натиг Джафарлы также считает, что для выхода на Азиатский рынок SOCAR нужно проводить более гибкую политику, потому что без снижения цен невозможно будет найти клиентов. На азиатском рынке идет усиление конкуренции. Китай является крупнейшим покупателем и он постепенно снижает потребление нефти. Причина – падение темпов экономического развития с предыдущих 9% до 5,9% в настоящее время. Таким образом, считает эксперт, намечается серьезная конкуренция среди поставщиков энергоносителей на азиатских рынках, и это не хорошо для нашей нефти: самый простой способ получить доступ к новым рынкам – пойти на снижение цен, и объявить самый возможный дисконт.