БАКУ, 15 дек — Sputnik. Несмотря на то, что региональные выборы во Франции не принесли ожидаемой победы Национальному фронту, партия Марин Ле Пен все же укрепила свои позиции. Ситуация во Франции, когда националисты шаг за шагом вытесняют с политического поля своих основных оппонентов, в целом очень показательна для Европы последних лет.
Европа 2015 года в принципе значительно отличается от Европы времен Конрада Адэнауэра или Шарля де Голля. Тогда, в 50-60-е годы прошлого столетия, когда формировались принципы и подходы, все еще лежащие в основе современной европейской политики, стремительно восстанавливающиеся после Второй мировой войны европейские экономики нуждались в новых идеях.
В новых условиях утрачивали прежнее значение установки, лежащие в основе идеологии классического национального государства, формировавшегося на языковой, религиозной, культурной общности населяющих ту или иную страну Европы народов.
Миграционные волны после Первой и Второй мировой войн, переселение, вызванное деколонизацией в Африке, Азии и Латинской Америке, наконец, трудовая миграция 60-80-х годов, стремительно изменили облик европейского общества.
Переживающей демографический спад, но одновременно и экономический подъем Европе нужны были новые рабочие руки, труд людей, занятых в не престижных и трудоемких сферах. Транснациональные корпорации, такие как «Филлипс», «Сименс», автомобильные концерны «Даймлер», «Фиат», «Вольво», «Рено», химические гиганты «Эльф», «Эни» и другие крупные европейские компании являлись основными лоббистами законов, стимулирующих привлечение дешевой рабочей силы из-за рубежа.
Политические группы и отдельные политики, обязанные своим успехом крупному бизнесу, часто и являлись основными проводниками этих законов. В свою очередь, лоббирующие эти законы партии старались создать и соответствующий идеологический фон, объясняя рядовому обывателю, почему представитель чуждой этно-конфессиональной среды является благом для его общества, и почему так важно найти формы взаимодействия с мигрантами. Так на политическую авансцену Западной Европы вышла, а впоследствии и неплохо прижилась идея мультикультурализма.
Однако, как оказалось, все было в порядке лишь до тех пор, пока Европу не охватил масштабный по своим последствиям экономический кризис. И первыми, от кого стали избавляться все те же концерны, несущие значительные убытки, стали те самые легальные мигранты, за прибытие которых в свои страны они так ратовали.
В то же время, в других сферах, где мигранты соглашались на низкооплачиваемую работу, им позволили сохранить свои места за счет увольнения более высокооплачиваемых коренных жителей. Многочисленные бытовые конфликты, возникающие на этой почве, стали оказывать серьезное давление на политиков, которые, считаясь с электоратом, в ряде случаев пытались подыгрывать настроениям в обществе. Отсюда такая высокая популярность националистических партий в Европе. А классические партии, чтобы более или менее эффективно играть на политическом поле своих оппонентов, также стали перенимать их риторику.
В результате начал происходить откат от принципов мультикультурализма. Произошла интересная ситуация: на деле получилось так, что идеология мультикультурализма оплачивалась крупным бизнесом. Как только он перестал платить, эта идея утратила свою привлекательность.
Сегодня мультикультурализм для Европы на фоне растущих проблем с миграцией – это уже обуза, от которой стали избавляться как бизнес, так и политики.
Зато национализм, адаптированный к новым реалиям, мало-помалу приобретает определяющую роль во внутриполитической повестке Старого Света.