О предвыборной ситуации в Азербайджане и уровне подготовки к выборам в интервью Sputnik Азербайджан свое мнение представил международный наблюдатель на парламентских выборах в Азербайджане от СНГ, доктор экономических наук, профессор, руководитель магистерской программы «Дипломатия» Санкт-Петербургского государственного университета, Станислав Ткаченко.
- Вы были в Баку. Как Вы оцениваете уровень предвыборной подготовки в стране, и какие у вас ожидания от этих выборов, как наблюдателя?
— В рамках миссии долгосрочного мониторинга МПА СНГ за очередными парламентскими выборами в Азербайджанской Республике в середине октября 2015 года я посетил несколько регионов в западной части страны (города Гянджа, Самух, Шамкир, а также прилегающие к ним районы). Кроме того, в составе делегации МПА СНГ побывал в Баку, Сумгаите и населенных пунктах Апшеронского района.
После каждых выборов международные наблюдатели высказывают предложения по совершенствованию электорального законодательства и практики его применения. Должен отметить, что парламентарии Азербайджана, а также руководители Центральной избирательной комиссии самым внимательным образом к данным рекомендациям прислушиваются.
Это касается перехода от смешанной к мажоритарной системе выборов, равноправия всех участников предвыборной гонки в вопросе о доступе к СМИ, уменьшению формальностей при регистрации кандидатов, их представителей в окружных избирательных комиссиях, возможности формировать денежные фонды для предвыборной гонки и расходовать их средства, оборудованию участков пандусами для участия в голосовании инвалидов.
Имея опыт наблюдения за выборами и референдумами в Азербайджане с 2008 года, могу сказать, что уровень подготовки всех структур избирательной системы государства, а также органов исполнительной и судебной власти с каждыми выборами повышается и совершенствуется.
На прошедшей неделе я посетил десять окружных избирательных комиссий и более 40 избирательных участков. Могу сказать, что уже в день мониторинга, т.е. за две-три недели до даты голосования они были полностью готовы к выборам. Это касается списков избирателей (они вывешены рядом с участками на общедоступных местах), кабин для голосования, стационарных и переносных урн, веб камер для трансляции голосования в Интернете, даже генераторов электричества на случаи перебоев с его поставкой.
Все члены окружных и участковых избирательных комиссий прошли обучение, которое проводили ЦИК Азербайджана, а также структуры СНГ и Европейского союза.
Уверен, что выборы пройдут в спокойной обстановке, граждане Азербайджана смогут выбрать из представителей более чем десяти политических партий и одного блока, а также нескольких сотен независимых кандидатов наиболее достойных законодателей на очередные пять лет.
- Сейчас ситуация вокруг Азербайджана, в связи с напряженностью в регионе Ближнего Востока, напряженна. Как события вокруг Азербайджана влияют на внутриполитическую обстановку в Азербайджане?
— За время своего пребывания в Азербайджане я не заметил особого напряжения в стране в связи с ростом конфликтности в Сирии и вокруг т.н. «Исламского государства». Безопасность Азербайджана надежно гарантирована его вооруженными силами. Потоки беженцев из Сирии, Ирака и Афганистана проходят, как правило, мимо азербайджанской территории.
Ситуация на линии противостояния в Нагорном Карабахе стабильная, хотя тревожные вести оттуда поступают регулярно. Но угроз независимости и безопасности Азербайджана извне государственных границ сегодня нет.
Как международный наблюдатель, я отметил периодическое повышение напряжения в отношениях правящей в Азербайджане партии «Ени Азербайджан» и многочисленных оппозиционных партий.
Разумеется, оппозиции нужно пожелать избегать противоправных действий, а действующей власти толерантности и готовности прислушиваться к конструктивной критике в свой адрес. Поскольку процесс государственного строительства в Азербайджане после обретения суверенитета еще не завершился, я рассматриваю нынешний этап политической истории государства, как переходный, когда правила игры и институты политической системы окончательно не сформированы.
Но свои базовые функции они уже выполняют вполне эффективно. Поэтому мы вправе говорить не о строительстве политической системы страны «с нуля», а о ее «тонкой настройке» в условиях меняющейся внешней среды и нестабильного экономического развития.
Признаки давления из-за границ Азербайджана, а также деятельности органов государственной власти по адекватному и дипломатичному реагированию на него, я заметил совсем в другой сфере: в отношениях между Азербайджаном и ОБСЕ, а также действующей в рамках этой организации структурой – варшавским Бюро по демократическим институтам и правам человека.
Не реагирующая на укрепление азербайджанского суверенитета общеевропейская структура, находящаяся под сильным влиянием США, выдвинула в сентябре 2015 года в адрес Баку фактически ультиматум, потребовав принять превышающие любые рациональные расчеты группы международных наблюдателей (почти 400 человек, включая долгосрочное и краткосрочное наблюдение).
Ответное предложение Азербайджана (направить в каждую окружную избирательную комиссию по одному представителю БДИПЧ, т.е. всего 125 человек) ОБСЕ отвергла и отказалась вовсе направлять своих наблюдателей. Нам в России такие особенности «электоральной дипломатии» ОБСЕ и ее структур хорошо известны, на них нужно реагировать спокойно.
Что и продемонстрировали в сентябре 2015 года власти Азербайджана, ограничившись неизбежным: «Воля ваша, как хотите, так и поступайте». На выборах 1 ноября 2015 года в Азербайджане будет присутствовать 426 международных наблюдателей от 46 государств, включая большое число руководителей национальных ЦИКов, а также депутатов парламентов. Поэтому дополнительная легитимация итогов выборов со стороны БДИПЧ вовсе не требуется», — сказал Ткаченко.