02:48 25 Января 2020
Прямой эфир
  • USD1.7000
  • RUB0.0274
  • EUR1.9035
НАУКА
Получить короткую ссылку
233 0 0

Азербайджанские эксперты в сфере образования отмечают неправильный подход школ при поручении домашних заданий учащимся, последние слишком нагружаются. Подобную мысль высказывают также в парламенте страны. Как же должно быть на самом деле?

БАКУ, 15 дек— Sputnik. Зульфия Гулуева. Вопрос перегруженности школьников домашними заданиями вновь стал предметом бурных обсуждений. Ранее этот вопрос подняла депутат Эльмира Ахундова: ей кажется, что учащихся средних школ чересчур загружают заданиями на дом, а преподаватели свои задачи и обязанности перекладывают на плечи родителей. Исходя из этого, она предложила для учащихся первого и второго классов отменить или задавать лишь минимальные по объему домашние задания.

Иначе детям некогда будет заниматься спортом или музыкой, а из-за сидячего образа жизни могут возникнуть проблемы со здоровьем, заявила Ахундова.

Если вопрос добрался до парламента страны, то стоит узнать об этом больше. Поэтому Sputnik Азербайджан решил обратиться к экспертам с вопросом, сколько же следует задавать ученикам на дом и как этот процесс регулируется.

Завотделом Центра куррикулума Института проблем образования Бибиханым Ибадова в беседе отметила, что данный вопрос регулируется решением Кабинета министров АР о единых нормативах по строительству, материально-техническому оснащению образовательных учреждений, общих санитарно-гигиенических нормах, нормативах об ученических местах.

В Минобразования АР поступили жалобы на буллинг в школах и педагогов >>

Согласно требованиям к образовательному процессу, если дается домашнее задание, то должно учитываться время его выполнения. Так, со второй половины первого класса это время составляет до часа, со 2-го класса – до полутора часов, в 3-4-м классах – до двух часов, в 5-6-м классах – до двух с половиной часов, в 7 и 8 классах до трех часов, а для оставшихся классов – до четырех часов, объяснила Ибадова.

"Таким образом, ученикам первого класса по всем предметам должно даваться столько домашнего задания, чтобы его выполнение заняло не более часа", - отметила эксперт, по словам которой, чрезмерная загрузка учащихся домашними заданиями противоречит принятым нормам.

"Домашнее задание должно быть творческим. Если в классе ребенок усвоил тему, учитель смог объяснить ему "ключ" к решению заданий, достаточно дать домой одно задание", - сказала Ибадова.

Учитель в классе должен раскрыть суть урока, научить технике чтения, заметила также эксперт: "При этом не стоит забывать о детской психологии, уроки следует строить так, чтобы это мотивировало ребенка, вызывало у него интерес".

"В начальных классах от ученика следует добиваться лишь правильного чтения и понимания прочитанного", - подчеркнула она.

Часто учителя дают на дом ученикам несколько заданий, заметила Ибадова, а это приводит к тому, что дети слишком загружаются и родители вынуждены нанимать для них репетиторов.

"Даже до того, как детей допустить к самостоятельному выполнению заданий на продленке, надо с ними прогуливаться на открытом воздухе, играть в активные игры в школьном дворе. Далее они должны привлекаться к кружкам, интеллектуальным играм, надо проводить с ними викторины, задействовать их в творческих вечерах. К сожалению, у учащихся не остается свободного времени", - заявила завотделом.

Домашнее задание играет большую роль в умственном развитии детей и при этом способствует формированию чувства ответственности, заметил в свою очередь эксперт по вопросам образования Кямран Асадов.

"Наряду с этим, при обучении новому растет работоспособность детского мозга. И поэтому подготовка к уроку должна проходить в условиях, соответствующих желаниям ребенка", - сказал Асадов.

Директор школы "рисовала" пятерки и осталась без работы >>

Важна и роль родителей при выполнении "домашки", ни в коем случае нельзя оставлять ее выполнение только на ребенка, подчеркнул он.

"В таких случаях у ребенка может появиться чувство беспомощности, но это не значит, что надо делать задания за него, потому что он устал", - добавил эксперт.

Однако Асадов признает, что на сегодня в начальных классах страны применяется сложная программа, которая приводит к загруженности детей сверх меры.

"Домашнее задание школьникам надо давать в соответствии с современными программами обучения, с куррикулумом, но у нас это все еще делается по традиции старых программ", - отметил он.

Если на тему выделено 45 минут, то ученик ее должен усвоить уже в классе, если же степень усвоения материала слабая, то учитывая именно этих учеников, можно дать задания на дом для выполнения в свободное время, пояснил Асадов.

"Ученикам с более высокими показателями можно дополнительно по теме задавать более интересные и серьезные вопросы", - сказал он.

При слабом усвоении материала школьники также могут после урока дополнительно заниматься с учителем, но в целом домашнее задание задавать не должны, подчеркнул эксперт.

"Обучение проходит в школе, ученики должны в классе изучать темы и тексты. После занятий дети должны уделять время лишь физическому воспитанию. Домашнее задание можно назначить в объеме, который позволит школьникам иметь свободное время", - заявил Асадов.

"Мне 30 лет, и я каждый день делаю уроки": крик души о вечной проблеме >>

Чрезмерное количество домашних заданий может свести на нет желание учиться вообще, может пропасть интерес к школьным урокам, добавил он.

"Поэтому от учителей требуется высокое мастерство и квалификация. Они должны правильно оценить способность ученика усваивать материал и соответственно давать домашнее задание. А порой учителя любых классов дают по десять заданий на день", - сетует эксперт.

В итоге слабый справится лишь с малой частью и останется слабым, а оценка в классе также будет неверной, потому и важно правильно выбирать задания для оценивания учеников, объяснил Асадов.

"Отмена для первоклашек некоторых экзаменов снизила нагрузку. В 1-2-х классах формируются первичные навыки и знания, разрабатывается навык письма, домашнее задание должно охватывать эти навыки чтения и письма, чтобы они не ослабли", - указал эксперт.

И разумеется, загруженность детей домашними заданиями не обходит стороной их родителей, нервы и время вместе с чадами растрачивают и они. В итоге решение указанной проблемы упростит жизнь немалому числу людей в стране, и ни дети, ни их родители не будут жаловаться на нехватку времени из-за школьных заданий.

По теме

Образование зашло в тупик: родители штурмуют русский сектор, а мест нет и не будет
Школа против школьников: субъективные заметки мамы на полях учебников
Психолог: школьникам необходим индивидуальный подход
Нужно больше учебников, чтобы школьные портфели становились легче
Школьникам II века тоже приходилось делать "домашку"
Теги:
образование, Азербайджан, Урок, школы

Главные темы

Орбита Sputnik