02:31 23 Сентября 2019
Прямой эфир
  • USD1.7000
  • RUB0.0265
  • EUR1.8799
Персональный компьютер и книги, фото из архива

Что делать с "образованными" неучами без практических навыков работы?

CC0 / janeb13 / Computer
НАУКА
Получить короткую ссылку
121641

Многие студенты в Азербайджане не имеют даже формальной возможности приобрести какой-либо опыт по избранной специальности.

Все меньше дней остается до начала учебного года. Скоро студенты начнут возвращаться из регионов, начнется поиск жилья, покупка принадлежностей для следующего курса обучения. Казалось бы, все идет своим чередом, но с другой стороны для многих потеряна очередная возможность для получения практических навыков по своей специальности.

Театроведы идут в цифровой маркетинг

Система образования Азербайджана по своей сути напоминает внушительный коктейль из остатков советской системы, новых мировых трендов и местных особенностей, органически встроенных в общую концепцию обучения тем или иным знаниям. Эти противоречащие друг другу мировоззренческие представления ведут между собой непрекращающуюся войну за умы населения.

По сути, образование является одним из самых консервативных видов деятельности. Изменить что-либо в этой области быстро не получится. Любое нововведение требует десятилетий упорного труда. Но даже внедрив что-то сегодня нельзя быть уверенным в том, что это может пригодиться выпускнику школы или вуза.

Знания сегодня устаревают быстрее, чем успевают внедриться в систему образования. В технических науках знания теряют актуальность буквально за 5-6 лет, ровно столько времени нужно, чтобы вчерашний абитуриент стал выпускником вуза. Окончив вуз с отличием выпускник с ужасом замечает, что его знания потеряли актуальность, базовую основу нужно менять, а практических навыков почти нет.

Головная боль для многих налогоплательщиков: отсутствие должной информации>>

Некоторые бакалавры блуждают в поисках работы не менее года-полтора. Отчаявшись найти работу по специальности, они соглашаются на любую работу, подрабатывают в ресторанах официантами, проверяют себя в качестве волонтеров.

Они кое-как учатся каким-то новым специальностям, которые успели появиться на рынке, театроведы идут в цифровой маркетинг, учителя начальных классов устраиваются на работу маркетологами социальных медиа, строители превращаются в популярных блогеров и ютуберов. В любом случае им обязательно нужны практические навыки работы или по основной специальности, или по вновь приобретенной.

Уже никто не рисует на классических досках и на ватмане

А практических навыков нет. Возьмем, к примеру, Азербайджанский архитектурно-строительный университет. Где будущие архитекторы, инженеры и строители могут приобрести нужные навыки по строительному делу? Во время скучных лекций по сопромату? Конечно, же нет.

Как может выпускник вуза руководить строительным процессом, когда он никогда не держал в руках обычный мастерок, а о марках цемента слышал лишь на лекциях о свойствах стройматериалов?

Zukerberq, Sukerberq, Suxerberq, или Zakəbög - за что штрафовать, если нет норм>>

А к архитекторам сегодня выдвигаются вообще наисложнейшие требования. Помимо основ строительного дела, он должен хорошо освоить специальные, довольно сложные программы. Дело в том, что уже никто не рисует на классических досках и на ватмане.

Нужно в совершенстве владеть программой "ARCHICAD", знать о ведущих трендах в области современной архитектуры, видеть чудеса современного строительства своими глазами. Современный строитель и архитектор должны воочию наблюдать за процессом производства строительных материалов, ходить по цехам, учиться делу прямо у производителей.

Мировые производители стройматериалов понимают всю сложность сегодняшнего строительства, сами приглашают специалистов на тренинги и знакомят с производством собственной продукции.

Например, некоторые немецкие компании один раз в год собирают руководителей строительных фирм или каких-то частных лиц на ознакомительные походы по заводам и цехам. Это обычно те люди, которые являются постоянными клиентами этих компаний. Естественно, компании заинтересованы в более близких контактах и распространении точных знаний о выпускаемой продукции. На эти мероприятия едут даже из Азербайджана.

Существовали стройотряды, обязательные для студентов строительных вузов

А есть ли такая возможность у студента или недавнего выпускника вуза? Конечно, нет. Он обычно ничего не знает о стройматериалах, гигантских стройках, интересных дизайнерских решениях в этой области. В вузе ему дали теоретические знания по высшей математике, физике, объяснили разницу между марками чугуна и стали. А вот как строить и чем, он не знает.

Подобные проблемы существовали и при Советском Союзе. Неопытный молодой специалист вряд ли мог рассчитывать на какую-то руководящую позицию. Но были другие механизмы, дававшие возможность молодым быстро набираться опыта.

К примеру, существовали стройотряды, обязательные для студентов строительных вузов. Что из себя представлял стройотряд? Обычно начиная со второго курса студенты формировали строительные отряды, которые в течение летних каникул непосредственно занимались строительством каких-то объектов.

Какая модель победит в Азербайджане: поддержи ближнего или ничего личного?>>

Они или передавались в подчинение строительных учреждений и контор, или же самостоятельно строили фермы и подсобные помещения в сельской местности. Таким образом, будущие строители набирались практического опыта и навыков, а с другой стороны зарабатывали неплохие деньги, позволявшие безбедно продержаться в течение года. Эта практика сегодня фактически отсутствует.

Студенты ищут разные окольные пути для отлынивания от практики

Многие студенты не имеют даже формальной возможности приобрести какой-либо опыт по избранной специальности. Например, в Славянском университете есть профессия регионовед. Это может быть, специалист по Польше, Чехии или России. Но какой может получиться регионовед по России из человека, который ни разу не посетил Россию, с трудом говорит по-русски? Говорить что-либо о Польше или Чехии вообще не приходится. Ведь для изучения этих языков нужно приложить еще больше усилий. Языковой среды вообще нет.

Во многих вузах страны вообще отсутствует какая-либо возможность получения практических навыков по специальности. Скажем, есть такая профессия как эколог. Где эколог может приобрести какие-то навыки? Нигде.

На самом деле лето можно было бы использовать с пользой для дела. Но многие наши студенты ищут разные окольные пути для отлынивания от обязательной практики. Ведь не секрет, что многие студенты-журналисты просто-напросто просят руководство СМИ о том, чтобы те, просто подтвердили прохождение ими практики в этом органе прессы. Те, долго не думая, визируют эти бумаги. Студент успешно переходит из одного курса на другой, так и ничему не научившись из журналистского ремесла.

Ничего не знающий "специалист" будет попросту никому не нужен

Безусловно, нужно провести огромную просветительскую работу внутри самих вузов, среди студенческой аудитории. Студент должен понимать, что отлынивать от практики и бесцельное времяпровождение летом со временем создадут большие проблемы во время поиска работ.

Ничего не знающий, не имеющий практических навыков "специалист" будет попросту никому не нужен. Он будет лишь посылать CV в разные конторы, и надеяться, что кто-нибудь сжалится над ним.

Конечно, какие-то концептуальные изменения в самой системе образования нужны. Ведь в некоторых специальностях, например, у врачей, после завершения обязательных курсов есть ординатура, когда будущий врач практикуется в лечебном заведении около года. Без этой практики диплома не видать. А почему в других специальностях должны быть исключения? Отучился, будь добр, получи практические навыки.

Знаете ли вы Ленина, Маркса, Бальзака? – Пожалуй, нет, и это нормально>>

Сегодня трудовой рынок Азербайджана буквально наводнен "образованными" неучами без практических навыков работы. Многие профессии вообще не востребованы, полуграмотные выпускники целый день жалуются на безработицу в соцсетях, а работодатели все еще надеются, что следующий собеседник окажется достойным предлагаемой вакансии.

Никчемный бег по кругу…


Главные темы

Орбита Sputnik