10:07 22 Октября 2019
Прямой эфир
  • USD1.7000
  • RUB0.0267
  • EUR1.8961
Налоговый кодекс Азербайджанской Республики

Головная боль для многих налогоплательщиков: отсутствие должной информации

© Sputnik / Murad Orujov
ЭКОНОМИКА
Получить короткую ссылку
12430

Проведенные с начала 2019 года изменения в Налоговый кодекс коснулись в основном огромной армии предпринимателей, которые работали по договорам.

Завершился первый квартал 2019 года, сданы первые после принятых в конце 2018 года изменений в налоговое законодательство отчеты в налоговую службу и пенсионный фонд.

Интерес финансовых организаций и населения к кредитным историям заметно вырос >>

Все новое требует более детального подхода, отказа от привычных форм и стереотипов. Несколько месяцев шли бурные обсуждения в СМИ и на телевидении тех пунктов налогового законодательства, которые подверглись изменениям.

Лет десять тому назад сдача отчетности в пенсионный фонд требовала особого героизма

Кое-какие изменения, действительно, радуют. Например, форму отчетности в пенсионный фонд настолько упростили, что даже ученик средней школы со средними знаниями вполне справится с этой задачей. Все сводится к вопросу "была ли деятельность или нет", если нет, то там будет пустая графа, если да, то появится соответствующая цифра и все. Лет десять тому назад сдача отчетности в пенсионный фонд требовала особого героизма. Были даже бумажные формы, которые никак невозможно было заполнить правильно.

В прежние времена работники этой конторы обычно за небольшую благодарность заполняли бланки и все были довольны. После перехода на электронную форму отправки отчетности эту же работу за те же деньги выполняли какие-то официальные конторы, но можно было пойти в пенсионный фонд и "договориться" с кем-либо за те же деньги.

Ошибок допускалось неимоверно огромное количество. В пенсионном фонде форму отчетности изменили в 2018 году. Это было положительным сдвигом в сторону упрощения, но все еще требовало особых навыков в бухгалтерском деле. Данную форму отчетности передали в ведение министерства налогов в конце 2018 года. Форма отчетности все еще сохраняла некоторую сложность, но стала более приемлемой. Нынешний же порядок подачи отчетов можно назвать самым оптимальным вариантом из всех возможных.

Минтруда создает условия для поиска работы не выходя из дома >>

Главные изменения в налоговом законодательстве коснулись огромной армии предпринимателей, работавших по договорам. По сути же это просто работники по найму, которые оказывают различные услуги фирмам и частным лицам. До 2019 года они платили четыре процента с общей суммы в казну государства, некоторые деньги в пенсионный фонд, и могли распоряжаться остальной суммой по усмотрению. С этого года статус многих из них изменился, и с марта они платят 5% в казну и 36 манатов - в пенсионный фонд. Форма отчетности также изменилась, теперь достаточно отправить в налоговую службу электронную справку. Проще некуда.

На фоне положительных изменений есть одна очень значимая проблема, которая является головной болью для многих налогоплательщиков. Это отсутствие должной информации. У министерства налогов огромный штат, наверное, даже один из самых больших в стране. Говорить о значении налогов для обеспечения жизнедеятельности государства не приходится. Поэтому налоговая служба с каждым годом лишь усовершенствовала свою работу, сотрудники повышали квалификацию, изучался зарубежный опыт.

Созданы различные органы внутри налоговой службы, электронная система отправления отчетов и система виртуального сбора денег. То есть никому в руки не выдаются какие-то наличные деньги, все налоги собираются через банковскую систему, виртуально. Как говорится, плати налоги и живи спокойно. Есть справочная служба 195 и сайт Минналогов.

Хватит портить воздух: рестораны Баку и Сумгайыта ждет суровое наказание >>

Однако этого явно недостаточно. Все данные на сайте министерства налогов, на ютуб-канале министерства, серьезно отстают от текущих событий дня. Если у пользователя возникает вопрос, как пользоваться электронной подписью (ASAN imza), как отправлять ту или иную форму отчета или электронную накладную с помощью электронной подписи - то в интернете достоверной информации фактически нет. А то, что имеется, уже потеряло актуальность.

Оперативного онлайн-чата министерства налогов нет

В век интернета налогоплательщики не могут и не хотят жить по старинке. Да, есть служба 195, где можно получить ответ на интересующие вопросы. Но линии этой службы постоянно заняты, можно очень долго прождать у телефона, пока тебе ответят, и не факт, что ответ вас удовлетворит. Зачастую для выяснения какого-то вопроса нужно иметь под рукой компьютер и телефон одновременно: оператор налоговой службы будет разъяснять вам ход операции в нужной последовательности.

Оперативного онлайн-чата министерства налогов нет. А ведь это очень удобно. Сидя перед экраном компьютера или имея на руках смартфон, можно получить ответ на все сложные вопросы. Даже самая небольшая по численности онлайн-служба смогла бы значительно облегчить работу тех, кто отвечает на телефонные звонки по номеру 195.

Почему до сих пор нет подобной структуры? Непонятно. У Минналогов есть все возможности для создания любых групп, которые могли бы навсегда снять все вопросы к ведомству. К примеру, в конце прошлого года произошли десятки изменений в налоговом законодательстве. И что мы об этом знаем? Да почти ничего. Кроме скучных передач на телевидении вспомнить не о чем.

Процесс пошел: азербайджанцам начали выплачивать компенсации по долларовым кредитам >>

А ведь должна же быть у министерства налогов своя собственная структура дизайнеров и программистов? Могли же они создать за эти месяцы инфографику по всем изменениям по типу "что было, и как стало". Почему у министерства налогов такой неважный ютуб-канал? Где красочные видеоматериалы с понятными разъяснениями? Ничего этого нет, и поисковик выдает лишь скудную информации по нашим запросам о новых изменениях в законодательстве. А если такой группы дизайнеров нет, то, пожалуй, давно пора создать ее.

Информационной политике мешают люди с консервативным мышлением

Налоговый департамент не может идти в хвосте событий, ведь налоги надо собирать сегодня и сейчас. А отсутствие должных сведений в доступном современном формате создает ненужную нервозность и проблемы.

Информация должна быть доступной, понятной и в удобной для пользователя форме. Простые ясные заметки, фото- и видеоматериалы, инфографика и другие формы передачи данных нужно брать на вооружение. У Минналогов, по крайней мере, всегда есть средства для реализации правильной информационной политики. Остается лишь правильно организовать дело.

Возможно, проблема в том, что зачастую информационной политикой государственных структур и того же министерства налогов ведают люди с ярко выраженным консервативным мышлением, которое диктует правило "лучше что-то не доделать, чем допустить ошибку" или "лучше подождать и не высовываться вперед раньше других". Но в наш век такой подход сулит лишь ненужную критику в адрес данного учреждения.

Минтруда упрощает процесс назначения пенсий по инвалидности >>

Долго думать о том, "делать или не делать", не надо. Вступил закон в силу, что-то изменилось - значит, все это нужно в понятной форме донести до налогоплательщика. Зачем говорить подолгу с телевизионного экрана о нововведениях, когда с помощью обычной видеоинфографики можно передать суть вопроса и разрешить недовольство граждан?

Пора думать по-новому…

По теме

Аудитор о поправках в Налоговый кодекс: можно будет платить меньше налогов
Выход из тени: эксперты о плюсах и минусах налоговых реформ
Реформа кассовых аппаратов в Азербайджане: детали
Кому выгодно увеличение трудовых договоров в Азербайджане - объясняет Мамедов
Теги:
Отчетность, информация, Онлайн, Налогоплательщики

Главные темы

Орбита Sputnik