По многим причинам эта выставка - событие, в котором надо принять участие.
Военными доспехами представлена подлинная история Азербайджана. Главные экспонаты – четыре шлема последнего правителя Ширвана Фарруха Ясара, они хранятся в военном музее Стамбула. Вывезены из дворца в качестве военных трофеев после кровопролитных сражений в начале 16 века. За несколько столетий пребывания в Турции шлемы намеренно оставлены в таком виде, как будто только что из боя. С вмятинами от ударов мечей или копий. Эти военные доспехи, взятые в бою, - символы истории отношений Турции и Персии.
Достойны изучения и выставленные две кольчуги, так же снятые с поверженного противника. Но здесь другое всматривание - кольчуги вывезли не только как доспехи убитого или взятого в плен полководца. Гораздо более значимо в таком случае выставить шлем, меч, корону, трон султана, потерпевшего поражение. Кольчуги оказались в Турции по другой причине - как образцы высокого качества исполнения и технического мастерства. Кольчуги настолько легки, прочны и не мешают движениям воина в бою, что были для своего времени образцом для турецких оружейных мастеров.
Госагентство осовременит "Горящую гору">>
Выставленные в один ряд исколотые, пробитые мечами и саблями шлемы и кольчуги Ширваншахов воспринимаются как символ постоянного пребывания в качестве активного участника горячей военной истории нашего региона.
Здесь ответ на вопрос: Почему посещение выставки во дворце Ширваншах овобязательно для курсантов военных училищ, учащихся школ и вузов, для офицеров и депутатов, историков и политологов….
В этих израненных в боях шлемах воинов и прошлое и будущее. История и впредь будет такой же интенсивной, как во времена Ширваншахов Кей – Кубада, Халилуллаха или Фарруха Ясара.
Военные доспехи размещены рядом с такими шедеврами, как знаменитый водолей из Эрмитажа, инкрустированный рубинами щит 16 века из Оружейной палаты или привезенные из Национального музея Грузии глазурованные плитки из святилища Пир Хусейна.
Находясь в одной экспозиции, военные доспехи и самый знаменитый в истории сосуд-водолей объясняют интерес соседей к Азербайджану. Расцвет ремесленничества и военная история взаимосвязаны.
Все представленные на выставке выдающиеся произведения созданы в горячие периоды истории. Мастерство творцов средневековья поражает посетителей выставки как демонстрация независимости, пренебрежения ко всем горячим точкам, как вызов всем войнам и завоевателям.
Концепт выставки, тщательно выверенный ее куратором Аминой Меликовой, настолько важен, что требует внедрения в образовательный процесс. Причина первая: и сейчас и через сто лет и через тысячу лет Азербайджан будет известен прежде всего выставленными до 23 января во дворце Ширваншахов произведениями.
До и после реставрации: как оживали главные мечети Старого города>>
Шедеврами искусства, которые экспонируются в Лувре и других ведущих музеях мира. Вторая: собранные в одну экпозицию, они тысячекратно усиливают эффект воздействия. Они именно вместе и впредь должны выставляться, работать или служить – это на ваш выбор.
Как и каждая страна, наша известна сейчас и так будет и впредь прежде всего выставленными в знаменитых музеях мира работами мастеров – свидетельствами расцвета Ренессанса именно в данной стране.
Каждый экспонат вершина какого – то длительного направления. Например, самый знаменитый азербайджанский раритет – водолей из Эрмитажа. На изделии есть имя мастера, создан водолей в 1209 году, предназначен в качестве подарка шаху Бурзина ибн Афридуну.
Ширванский бронзовый водолей вершина целого направления, такие зооморфные водолеи популярный жанр скифского звериного стиля и часто изготавливались мастерами скифско-тюркских племен. Но в Эрмитаже представлен как персидская работа, что надо менять, доказав принадлежность к азербайджанской школе. Высока вероятность изготовления в Лагиче.
Нам кажется, что речь о самом знаменитом азербайджанском произведении Ренессанса. Но в Эрмитаже водолей оформлен как персидское наследие. Посещение этой выставки оттого и обязательно, что это руководство к действию. Выставка ставит перед страной и обществом серьезную проблему.
Все страны СНГ активно занимаются национализацией работ своих мастеров в музеях мира. Наша активность держится на последователях академика Расима Эфенди, что мало эффективно.
Я не верю в Бога! - как святилище в Нахчыване помогло американке стать матерью>>
Долг государства и общества принять участие в самой важной из всех войн- войне музеев и наций за принадлежность таких великих работ как ширванский водолей к Азербайджану. Спорадические успехи бывают, но у нас нет ни программы в этом направлении, нет и финансирования. Хотя ставки растут с каждым годом. Грузия и Армения в этом деле резко опережают, подключив диаспору. Потребовать назад или даже купить у Лувра и других музеев наши шедевры невозможно, заказать копии – дорого. Грузины и армяне требуют от своих московских и американских миллионеров приобретать копии, нам тоже надо требовать.
Выставленные во дворце Ширваншахов шедевры – это посольства нашей культуры в ведущих странах мира. Миллионы золотых медалей наших спортсменов и миллионы прочих призов на всяких певческих конкурсах не стоят ни одной из представленных на выставке работ по имиджевой эффективности.
Экспонаты выставлены в Лувре и других самых посещаемых смотровых площадках самого авторитетного и элитарного конкурса – вклад национальных школ в мировую казну именно ренессансного периода. Двести тысяч картин Энди Уорхолла не стоят не по цене, а по значимости одной картины Тициана или Веронезе. Стоит вам посетить эту выставку и вы навсегда станете участником еще не оформленной программы, которая вскоре потребует вернуть все эти пока оформленные как персидские изделия азербайджанской культуре. Каждый музей – владелец требует – заказывайте копии у нас.
Так пусть наши меценаты закажут копии и приобретут для родины. Но у нас нет меценатов; есть коллекционеры, миллионеры и миллиардеры, а меценатов нет. Парадоксальная ситуация. С 1991 года до сих пор нет ни одного случая,когда некто подарил родному Баку к примеру, меч шаха Аббаса или вывезенные в 1920 году царские награды Зейналабдина Тагиева, Муса Нагиева, Исабека Гаджинского или их коллекции кавказского оружия.
Выход есть: раз нет меценатов, надо создавать эндаумент – фонды. Это другая тема. Главное- на выставке много узнаешь о неизвестной истории родины, о постоянном ее пребывании в центре событий в регионе, в средние века не менее горячего чем сейчас Ближний Восток.
Высоким уровнем экспонатов выставка не просит, а требует принятия мер по национализации наших шедевров в ведущих музеях мира. Водолей и другие шедевры должны работать на развитие тех направлений, вершиной которых они в свое время являлись. Их надо заново освоить, внедрить в нашу историю, ментальность, коллективное сознание. Посмотрите, как много идей и находок в каждой работе. Не похоже, что бы страна и народ тяготились от пребывания в самой горячей зоне на планете в 11 – 18 веков.
Но пока выставка – важное событие в культурной и общественной жизни - получила скромную рекламу. Издан великолепный каталог- хорошо, но и мало. Потенциал этого события огромен и его надо выявлять и развивать. Штампы обычной рекламы " интересно посмотреть, уникальные работы" - все очень слабо. Случай особый и преподнесение должно быть иное. Во дворце Ширваншахов выставлены документы, которые отмечают как закономерность появление таких героев как генералы Алиага Шихлинский, Ази Асланов, Зия Буниятов….
Церковь во дворе: за храмом в Балакене ухаживает не тот, кто получает за это зарплату>>
Куратор выставки Амина Меликова одна из авторов отлично изданного каталога "Искусство Ширваншахов в музеях мира". Книга эта монумент гордости и печали, и одновременно это призыв создать программу возвращения раритетов нашей истории. В виде копий, в 3D- исполнении, фильмов, книг, учебников.
Настольной книгой должен стать изданный каталог выставки "Наследие Ширваншахов" для каждого депутата, глав наших диаспорских организаций в странах ЕС и СНГ. В первую очередь для сотрудников МИДа. Неслучайно ведь МИД – один из организаторов выставки. На каждой странице каталога призыв – мобилизовать общество на возвращение шедевров в казну национальной гордости, в сердце каждого гражданина Азербайджана.
Остается отметить, дирекция заповедника "Ичеришехер" единственная организация, которая проводит выставки утраченных шедевров. До 23 января, с девяти утра и до восьми вечера. Посетить выставку ваш долг перед самим собой. Вы поразитесь какая богатая, азартная, насыщенная и талантливо прожитая история подарена нам. И как интересно с этой историей общаться.