БАКУ, 20 янв — Sputnik, Александра Зуева. Международная конференция по Ливии с участием России, США, Турции, Египта и других стран, а также ЕС и ООН, прошла в минувшее воскресенье в Берлине.
В саммите также принимали участие премьер-министр Правительства национального согласия (ПНС) Файез Саррадж и командующий Ливийской национальной армией (ЛНА) Халифа Хафтар.
Берлинской конференции предшествовали переговоры по Ливии, которые прошли в Москве 13 января с участием представителей России и Турции. Тогда Хафтар покинул российскую столицу, так и не подписав соглашение о перемирии с правительством Сарраджа.
В чьих интересах это будет?
О том, как прошла конференция по Ливии в Берлине, Sputnik Азербайджан поинтересовался у руководителя Центра исламских исследований Института инновационного развития Кирилла Семенова.
Участники берлинской конференции согласовали документ, в котором, помимо соблюдения режима прекращения огня, также говорилось, что гаранты, среди которых Россия, Франция, Германия и Турция, обязуются не принимать силового участия в разрешении ливийского конфликта, отметил эксперт.
"Соблюсти этот пункт возможно, но опять же тут возникает вопрос – в чьих интересах это будет? Ведь, таким образом, какие-то стороны окажутся под большим давлением, а какие-то - под меньшим", - заметил он.
В качестве примера, собеседник Sputnik Азербайджан привел Турцию, которая ранее официально объявила о своем присутствии в Ливии. По его мнению, именно в нее сейчас и могут полететь все стрелы. Тогда как союзники Хафтара по-прежнему будут оказывать ему помощь через различных поставщиков вооружения и частные военные компании.
Во избежание этого, необходим очень строгий механизм контроля, чтобы ни одна из сторон-гарантов в итоге не воспользовалась сложившимся положением, считает Семенов.
"Особенно, если учесть, что в нынешних условиях вывод турецких формирований из Триполи развязывает руки Хафтару для продолжения атак на ливийскую столицу", - заметил он.
Конфликт не имеет военного решения
При этом эксперт согласился с тем, что ливийский конфликт не имеет военного решения. По его мнению, Хафтар вряд ли возьмет Триполи, но даже если он войдет в центральные районы ливийской столицы, это будет началом новой эпопеи.
Правда, по словам собеседника Sputnik Азербайджан, какого-то другого решения этот конфликт также практически не имеет. Точнее, его разрешение может произойти в случае, если будут проведены более серьезные акции по принуждению сторон к миру, нежели берлинская конференция.
В подтверждение своих слов Семенов указал на то, что по-прежнему открытым остается вопрос о том, как будет контролироваться процесс соблюдения перемирия.
"Ожидается, что будет создана некая комиссия по контролю из числа представителей ПНС и ЛНА, что уже само по себе вызывает большие сомнения по поводу того, что там удастся что-то контролировать", - считает эксперт.
Что же до раздела ливийской нефти, то, по мнению Семенова, в этом вопросе после берлинской конференции ничего не изменилось. Всегда подразумевалось, что доходами от нефти в Ливии пользуются все стороны, напомнил он.
Доходы от месторождений, которые контролирует Хафтар, идут через центральный банк, и распределяются между всеми, включая Сарраджа. Регионы получают свои деньги, а в чьих карманах они в итоги оседают – это уже другой вопрос, пояснил собеседник Sputnik Азербайджан.
Встречи не будет
Отвечая на вопрос о том, быть ли встрече Хафтара и Сарраджа, Семенов выразил уверенность в ее невозможности. По его мнению, Саррадж, после того как Хафтар пожимал ему руку в Абу-Даби в 2017 году и соглашался на некоторые договоренности, а потом "выбросил их в урну" и начал наступление на Триполи, иметь с ним дело не станет.
Что же до того, с чем покинули берлинскую конференцию Россия и Турция, то тут эксперт отметил, что Анкара однозначно ничего не выиграла. И, скорее всего, именно поэтому Эрдоган и покинул конференцию раньше времени.
Россия, как минимум, ничего не потеряла. Но за ней все равно остается шлейф 13 января. И получается, что у Москвы в Берлине вроде как инициативу перехватили. Хотя эта инициатива вряд ли будет реализована в ближайшее время, отметил он.
"К тому же, я надеюсь, что Россия не простит Хафтару провала московской встречи. Она продолжит по инерции оказывать ему поддержку, но, возможно, теперь станет более восприимчивой к сигналам из Триполи", - подчеркнул собеседник Sputnik Азербайджан.
Одним словом, пока подводить итоги берлинской конференции рано. Надо сначала понять, будет ли вообще соблюдаться режим прекращения огня в Ливии. Тем более, как уже наблюдалось в Сирии – мирный процесс и военные действия могут идти параллельно. Но это вряд ли приведет к нужному результату, заключил Семенов.
Суть вопроса
Международная коалиция во главе с США и НАТО в 2011 году провела в Ливии операцию, в результате которой был убит ливийский лидер Муаммар Каддафи, а его державшийся более сорока лет режим свергнут.
После этого в стране начался острый кризис. На востоке – в Тобруке – заседает избранный народом парламент, который поддерживает Ливийская национальная армия (ЛНА) во главе с маршалом Халифой Хафтаром. А на западе – в Триполи – действует сформированное при поддержке ООН и Европейского союза Правительство национального согласия, возглавляемое Файезом Сарраджем.
Двоевластие и обвал в системе безопасности привели к росту активности вооруженных повстанческих группировок и террористических организаций. Из-за отсутствия централизованной власти и единой армии Ливия превратилась в центр контрабанды, а также перевалочный пункт нелегальных мигрантов из Африки в Европу.
В начале апреля 2019 года Хафтар начал наступление на Триполи для "освобождения от террористов". Лояльные правительству вооруженные формирования объявили о начале ответной операции "Вулкан гнева". За последние несколько месяцев в боях погибли сотни человек, тысячи ранены.