Александра Зуева, Sputnik Азербайджан
Делегация членов Палаты представителей США в ходе визита в Турцию призвала Анкару отказаться от приобретения зенитных ракетных систем С-400 у России, чтобы гарантировать себе получение американских истребителей пятого поколения F-35. Поведется ли Анкара на это обещание, Sputnik Азербайджан расспросил российского политолога, профессора Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Дмитрия Евстафьева.
- Насколько вероятно, что Анкара в какой-то момент действительно может пойти на уступки Вашингтону?
— Для начала позволю себе заметить, что делегация американских конгрессменов состояла из тех, кого можно назвать "ярыми атлантистами" (отметившимися и в ряде антироссийских действий), не говоря уже о сопровождавшем их генеральном секретаре Парламентской ассамблеи НАТО Дэвиде Хобсе, который связан с евроатлантическими институтами последние лет 30.
В этом и смысл поездки – попытаться, используя давние связи между турецким политическим классом и военными с одной стороны, и "евро-атлантическим сообществом" с другой, спасти те отношения между Турцией и НАТО, которые выстраивались десятилетиями.
На этом фоне F-35 и С-400 в данном случае выступают в качестве неких символов, действительно значимых с точки зрения пропаганды, но существенно менее значимых в действительности, нежели те процессы, которые происходят в Турции и происходят не последние два года, а последние лет восемь-десять и которые связаны с утратой не только турецкими властями, но и элитой в целом ощущения безальтернативности ориентации на интеграцию в ЕС и соответствующие экономические системы.
Россия никогда не вмешивается во внутренние дела других стран — Лавров>>
Если разбирать вопрос об С-400 и F-35, то в современной политической и экономической ситуации в Турции возможны любые изменения. В конечном счете, решение Анкары о закупках российских ЗРК было во многом политическим, а не мотивированным какими-то действительно реальными оборонными потребностями Турции (не считать же таковыми стычки с Грецией в спорном воздушном пространстве).
Да и закупки F-35 не были связаны с явной оборонной необходимостью – это было средством усиления потенциала силового влияния Турции на соседние страны, учитывая, что они находились в состоянии гражданских войн.
Поэтому, учитывая особенности личного поведения президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, маневры вокруг закупок техники и торг возможны. Вопрос в том, что за отказ от российских ЗРК Эрдоган попросит у США, и лично у Трампа, очень много. Вероятно, совсем много, тем более "цену вопроса" поднимали оба участника "торгов", а на кону еще и поставки турецких помидоров в Россию…. И это не шутка. И готов ли будет Трамп идти на такие публичные уступки, остается очень большим вопросом.
- Может ли Вашингтон пойти на сотрудничество с Анкарой в вопросе борьбы с FETÖ (организация оппозиционного исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена)?
— Может, но только при условии возвращения Турции к отношениям расширенного привилегированного партнерства с США, что, в свою очередь, подразумевает, с одной стороны, повышение уровня доверия между лидерами двух стран (что, в принципе, невозможно, учитывая особенности личностей двух президентов), а с другой, — усиление американского влияния в тех кругах Турции, где принимаются важнейшие решения, прежде всего — в армии. А это уже неприемлемо для Эрдогана.
"Триумфальные" антироссийские санкции США: что ждет Азербайджан?>>
Я бы рискнул сформулировать следующую позицию: тактическое примирение США и Эрдогана (не Турции, а именно Эрдогана) более чем возможно, однако долгосрочная не просто реинтеграция Турции в евроатлантические структуры, а возвращение к проамериканской линии возможно только в условиях пост-эрдогановской Турции.
Понятно, что хотя та система, которую создал Гюлен, явно ослаблена и не будет локомотивом демонтажа системы существующей власти, но она является важным институциональным элементом в движении к такой Турции.
И отдавать такой козырь США решат, думаю, если ситуация с сохранением Анкары в своей орбите будет критической. Тут даже известного волюнтаризма Трампа может оказаться недостаточно, особенно, учитывая его конфликт со спецслужбами.
- И каким же будет результат конкретно последнего американского вояжа в Турцию?
— Прежде всего, я бы ожидал активизации "торгов" и запросов со стороны Эрдогана. Турецкий лидер неизбежно должен был прийти к выводу, что с ним готовы торговаться, а значит можно попробовать еще немного повысить ставки, не форсируя окончательный выбор вектора поведения.
Эрдогану вообще, кажется, нравится возможность сидеть на двух-трех стульях одновременно несмотря на риск, а тут, насколько можно понять, США визитом конгрессменов намекнули, что не считают его "совсем пропащим". Думаю, он не упустит такой возможности, особенно, если возникнет возможность получить взамен что-то реально ценное.
Похоже, кстати, что некое "добро" на закрепление на севере Сирии, прежде всего в Идлибе, он явно от конгрессменов получил. Не сомневаюсь и в том, что Эрдогану были даны обещания, несмотря на официальные заявления о сворачивании помощи Сирии, продолжить поддержку антиасадовской оппозиции. В целом, визит конгрессменов уже привел к оживлению Турции и протурецких сил на севере Сирии.
Политолог рассказал, как Турция может ответить на санкции США>>
С другой стороны, визит конгрессменов, хотя нельзя сказать, что делегация была очень статусная, неизбежно приведет к активизации сторонников проатлантической линии в турецкой элите. Это тоже уже начало происходить – достаточно посмотреть на активность турецкого МИДа, глава которого Мевлют Чавушоглу справедливо считается одним из наиболее влиятельных атлантистов в турецкой элите.
Вообще, с точки зрения классической американской политики, сейчас США как воздух нужен второй, альтернативный Эрдогану центр консолидации элитных сил и экономических интересов. Думаю, и визит был частью этой политики "прощупывания вариантов".