Александра Зуева, Sputnik Азербайджан
Накануне в Анкаре состоялась встреча министров иностранных дел России и Турции, в ходе которой был обсужден ряд важных вопросов, включая отношения между двумя странами и санкции Вашингтона. Чего ждать от этой встречи, Sputnik Азербайджан поинтересовался у российского политолога, заместителя директора Национального института развития современной идеологии Игоря Шатрова.
Как освободить турецкую лиру от давления доллара >>
- Как в целом можно охарактеризовать прошедшую в Анкаре встречу глав МИД Турции и России?
— Встреча беспрецедентна по формату. Я могу ошибаться, но, по-моему, сам факт участия главы иностранного МИДа в Совещании послов и постоянных представителей Турции при международных организациях уникален. Специально для такой встречи дипломатов собрали со всего мира. Подобные встречи послов — это, как правило, секретные совещания, на которые посторонних не пускают.
Так что этот визит Лаврова в Анкару проявил высочайшую степень открытости в отношениях между двумя странами. Причем открытость демонстрировала Турция. Участие в совещании наложило отпечаток и на собственно диалог министров. Они показали совпадение позиций по основным вопросам, тактично оставив за скобками те моменты, по которым полное понимание отсутствует.
- Сторонами были затронуты важные вопросы. Если говорить о сирийском вопросе, то как вы считаете, удалось ли сторонам договориться и сблизить позиции?
— Министры заявили о планах по совместной борьбе с "Джебхат ан-Нусрой", отряды которой сейчас рассредоточены среди других вооруженных группировок в Идлибе. Это, как известно, зона деэскалации, подконтрольная Турции. Значит, основная роль по отделению "своих" от "чужих" будет лежать на турецкой стороне. Сложная задача, за которую Турция, как я понимаю, пообещала взяться. Это серьезное достижение.
Турция намерена бойкотировать американскую электронику >>
Министры также еще раз анонсировали российско-турецко-немецко-французский саммит в Анкаре седьмого сентября, посвященный послевоенному восстановлению Сирии. А значит, присутствует понимание того, что война заканчивается, а не решенные пока вопросы будут решены.
- Рассуждая о ситуации с долларом, глава МИД РФ отметил, что грубейшее злоупотребление США американской валютой приведет к ее ослаблению и может подтолкнуть страны переходить к расчетам в национальных валютах. Возможен ли в действительности такой сценарий?
— Эти процессы уже начались. Одна за другой страны переходят на расчеты в национальных валютах. Доллар остается важным платежным средством только потому, что весь мир перекредитован в долларах, а многие страны хранят бюджетные средства в американских ценных бумагах. Это главные сдерживающие факторы.
Однако, если Россия и другие страны-экспортеры энергоресурсов начнут продавать углеводороды за национальную валюту, если Китай переведет свой экспорт на расчеты в национальных валютах, если этому примеру последуют другие страны, монополия доллара будет подорвана.
- Могут ли США вернуться к диалогу с Россией и Турцией в нынешних реалиях? И что, по-вашему, для этого сторонами должно быть сделано?
— Соединенные Штаты и не отказываются от диалога по тем направлениям, по которым их позиции являются ущербными. Например, США не прерывают космические пилотируемые программы, которые без российских кораблей осуществлять сейчас не могут. Они закупают в России ракетные двигатели, титан для своих самолетов и так далее, и тому подобное. То же самое, кстати, и в отношениях с Турцией.
Что такое НАТО без сильнейшей турецкой армии, второй по мощи в НАТО после американской? Даже в условиях кризиса американцы не станут действовать в ущерб своим интересам. При этом будут пытаться добиться от партнеров прямо противоположного. Это традиционный для США стиль внешней политики, которая опирается на силу доллара (уже мифическую) и военную силу (пока реальную). Иными словами, порвать с Турцией США не рискнут. Не могу того же самого, правда, сказать за Турцию.
Что касается России, то Москва также подходит к отношениям с Америкой прагматично. От выгодных контрактов Россия не откажется, если этого, конечно, не сделают первыми сами США. Но и форсировать восстановление отношений Кремль не будет. Мяч на стороне Белого дома. Не Россия начала эту "войну".
Стабильный манат сделал выгоднее покупки в России, Турции и Иране >>
- Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган накануне подписал указ об удвоении пошлин на товары из США, это стало его ответом на совершенное ранее повышение пошлин Трампом на турецкие алюминий и сталь. К чему может привести эта экономическая война?
— Трамп рассчитывает, что протекционистские меры позволят ему подтвердить доверие избирателей и даже заслужить их любовь. Это позволит республиканцам победить на ноябрьских выборах в Конгресс, что станет трамплином ко второму сроку Трампа в Белом доме. Поэтому, думаю, жесткая фаза противостояния продлится, как минимум, до ноября. В дальнейшем хочется надеяться, что политика США станет более реалистичной.