17:29 20 Января 2021
Прямой эфир
  • USD1.7000
  • RUB0.0230
  • EUR2.0562
События и даты
Получить короткую ссылку
356260

Общественность Азербайджана отмечает столетие выдающегося писателя и драматурга, блестящего педагога, великого постановщика, человека высочайшей культуры Гасана Мехти оглу Сеидбейли.

Азербайджанский кинематограф, который берет свое начало еще с конца XIX и начала прошлого века, получил мощный стимул для развития после образования СССР. Кино пользовалось особым вниманием большевистских руководителей, так как являлось действенным инструментом пропаганды коммунистических идей среди населения огромной страны.

Кадр из фильма Великая опора -  Народный артист СССР, Алескер Алекперов
© Photo : «Азербайджанфильм»/ «Великая опора» / 1962

В Азербайджане, как и по всей стране, до Второй мировой войны и во время нее выпускалось большое количество кинокартин, в которых прославлялся советский образ жизни и коммунистические идеи. Но несмотря на такие ограничения в творчестве, которые установили большевики, кинематографистам удавалось создавать фильмы, которые вместе с открытой пропагандой угодных властям идей несли в общество простые человеческие ценности. В послевоенное время выпуск фильмов в СССР заметно уменьшился, так как страна экономила на всем, восстанавливаясь после разрушительной войны. Несмотря на это, азербайджанским кинематографистам удалось добиться "наверху" согласия на экранизацию великого творения Узеира Гаджибейли "Аршин мал алан". Блистательная азербайджанская комедия триумфально прошлась по экранам большинства стран. Но, тем не менее, положение в кино явно требовало изменений.

И вот во второй половине 50-х годов ситуация начала меняться к лучшему. Это было связано с установлением новых политических реалий в СССР, которые принято называть "оттепелью". Благодаря ей советский кинематограф, и в том числе азербайджанский, получил хороший импульс для роста. Понятно, что большевистская цензура никуда не делась, но стала относительно мягкой. В кинематограф ворвалось множество молодых и очень талантливых режиссеров, получивших образование во ВГИКе, где их педагогами были величайшие мастера кинематографа.

Азербайджанское кино также получило эту необходимую и важную подпитку для своего развития. В республике появились кинорежиссеры, которые своими фильмами поднимали национальный кинематограф на соответствующий уровень. Можно назвать достаточно имен национальных режиссеров, которые внесли огромный вклад в развитие азербайджанского кино, но сегодня нашим героем является выдающийся писатель и драматург, блестящий педагог, великий постановщик, человек высочайшей культуры, яркий пример азербайджанского интеллигента Гасан Мехти оглу Сеидбейли, столетие которого сегодня отмечает вся страна.

Будущий создатель национальных киношедевров родился в 1920 году в Баку. В 1938-1939 годы учился в институте кинорежиссеров в Ленинграде. В военные годы Сеидбейли начинает свою литературную деятельность, а в 1943 году продолжает кинематографическое образование на режиссерском факультете ВГИКа, где его педагогами были величайшие постановщики, признанные во всем мире Сергей Эйзенштейн и Григорий Козинцев. Начинает Сеидбейли свою работу в кино как автор сценариев документальных фильмов, которые получили всеобщее признание.

Отмечу, что большинство фильмов Сеидбейли-режиссер снимал на основе своих литературных произведений. Молодому поколению, которое, возможно, не знакомо с литературным творчеством Гасана Сеидбейли, я бы настоятельно посоветовал прочитать роман "На дальних берегах", написанный им в соавторстве с другим великим представителем азербайджанской культуры Имраном Касумовым. Произведение это было создано авторами как дань памяти бесстрашному сыну азербайджанского народа Мехти Гусейн-заде, знаменитому Михайло - партизану и разведчику, которого как огня боялись фашисты, и которого по сей день почитают как героя в Словении и в Италии.

Благодаря "оттепели" подвиг Мехти стал известен и в СССР, и легендарный разведчик посмертно получил звание Героя Советского Союза. Роман "На дальних берегах" был создан почти сразу же после обнародования подвига Гусейн-заде и потому писатели не имели достаточно точной и проверенной информации. Но несмотря на это, Сеидбейли с Касумовым создали произведение, которое было неслыханно популярно в СССР благодаря не только приключенческому началу книги, но и прекрасному литературному языку и убедительно созданным персонажам романа. Роман написан так увлекательно, что и в наше время читается запоем.

Отмечу, что и одноименный фильм, снятый на основе этого романа режиссером Тофиком Тагизаде, пользовался огромной популярностью в СССР. Гасан Сеидбейли активно участвовал в съемках и был очень доволен работой Нодара Шашик оглы, который играл "Михайло". Настолько этот актер ему импонировал, что Сеидбейли решает пригласить актера на главную мужскую роль в фильме "Телефонистка". Это был один из первых фильмов, снятых им как режиссером. Картина также имела большой успех.

Сеидбейли был прекрасным педагогом и дал путевку в большой кинематограф многим будущим выдающимся представителям национального актерского сообщества. И не только национального: в "Телефонистке" на главную роль Мехрибан он пригласил юную украинскую актрису Раису Недашковскую, которая благодаря этому фильму вскоре стала широко известна и прославилась заметными работами и в других киностудиях СССР.

В своей следующей картине "Есть такой остров" Сеидбейли в главной роли снял будущего великого азербайджанского актера Гасана Мамедова, для которого этот фильм стал одним из первых в карьере.

Сеидбейли мог разглядеть в молодых актерах потенциал и смело приглашал их в свои фильмы. В знаменитой картине "Ищите девушку" режиссер на одну из главных ролей пригласил молодого Рамиза Меликова, который просто потрясающе сыграл Зию. Он очень понравился зрителям и привлек внимание специалистов кино. Ныне народный артист Азербайджана Рамиз Меликов является одним из столпов национального театра и кино. В этом же фильме Гасан Сеидбейли снял в главной роли великого азербайджанского режиссера, незабвенного Шамси Бадалбейли, который своей харизмой украсил киноленту. Совершенно новыми гранями для нас открылись в этом фильме Тофик Мирзоев, Эльданиз Зейналов и другие известные актеры.

Киноактер и режиссер, народный артист Азербайджана Шахмар Алекперов
© Кадр из фильма "Поединок в горах" / Азербайджанфильм

Одной из главных актерских находок Сеидбейли является Расим Балаев, которого маститый режиссер пригласил на роль Насими в свой одноименный фильм. По словам самого Балаева - ныне великого актера азербайджанского кино - Сеидбейли очень помог ему обрести актерское мастерство и блестяще справился с ролью великого азербайджанского поэта и мыслителя.

Все картины, снятые Гасаном Сеидбейли, достойны самого пристального внимания, но для меня главным шедевром мэтра является картина "Я помню тебя, учитель", или "Наш Джабиш муаллим" ("Bizim Cəbiş müəllim"). Вероятнее всего, многие видели этот фильм, который довольно часто демонстрируется на отечественных каналах.

Сеидбейли, показывая Баку в военное время, смог блистательно передать ауру тех времен, неназойливо отмечая традиционные ценности нашего народа. Да, фильм основан на выдающейся драматургии Максуда Ибрагимбекова (если не ошибаюсь, это был первый фильм, который Сеидбейли снимал не по своему сценарию), есть замечательная музыка Эмина Сабитоглу, которая полностью отражала действие картины, изумительная работа актеров. Но при всем этом чувствуется мастерская рука постановщика, который не делает крен ни в одну сторону и гениально удерживает равновесие между всеми персонажами картины.

На главную роль Джабиш муаллима Гасан Сеидбейли пригласил Сулеймана Алескерова, актера азербайджанского ТЮЗа. Были и другие кандидаты, а автор сценария Максуд Ибрагимбеков видел в этой роли актера, обладающего несомненной харизмой. При всем уважении к Сулейману Алескерову, который, безусловно, был выдающимся мастером азербайджанского театра, с харизмой у него было несколько туговато. Но зато было другое, что было очень важно для Сеидбейли. Вы, наверное, смотря этот фильм, видите, что в основном на первый план постановщик выдвигает другие персонажи: всю картину мы наслаждаемся блистательной игрой двух азербайджанских актрис планетарного масштаба Насибы Зейналовой в роли тетушки Сугры и Шафиги Мамедовой в роли жены Джабиша. Великолепен в роли прохиндея Абульфаза великий азербайджанский комик Алиага Агаев. Прекрасно ведут свою линию юные актеры, исполняющие роли обитателей двора, где хочется отметить роль будущего мэтра театра и кино Джахангира Новрузова.

Роли второго плана изумительно точно исполняют Мухтар Маниев, Сафура Ибрагимова и другие актеры. Только наш Джабиш муаллим в исполнении Сулеймана Алескерова как-то совсем незаметен. Почему? Неужто Алескеров не справился с ролью? Нет и еще раз нет! Он безоговорочно исполнил требования постановщика. Гасану Сеидбейли в этой роли не нужен был человек, обладающий энергетикой и привлекающий к себе людей. Ему нужен был обычный азербайджанский интеллигент, ничем не примечательный, где-то нерадивый, мягкий в общении, но имеющий убеждения, которые изменить невозможно. Постановщик через Джабиш муаллима показал обыкновенность и будничность доброты и порядочности, которые не были ничем выдающимся для Баку того времени, а просто повседневной жизнью. И это Гасану Сеидбейли удалось сделать. Гениальная работа великого режиссера!

Как я отмечал выше, и после этого фильма Сеидбейли продолжал снимать фильмы, которые становились событиями в кинематографической жизни страны. Вместе с этим, начиная с 1963 года, он 17 лет возглавлял Союз кинематографистов Азербайджана. Думаю, со мной согласятся многие, что те годы были расцветом отечественного кино.

Очень жаль, но мэтр азербайджанского кинематографа прожил недолгую жизнь. Гасан Сеидбейли, выдающийся педагог, писатель и драматург, гениальный азербайджанский режиссер ушел из жизни в июне 1980 года, не дожив до своего шестидесятилетия полгода.

Теги:
юбилей, режиссер

Главные темы

Орбита Sputnik