18:14 20 Января 2021
Прямой эфир
  • USD1.7000
  • RUB0.0230
  • EUR2.0562
События и даты
Получить короткую ссылку
263460

Начиная со второй половины шестидесятых актеру крайне редко предлагали даже роли второго плана - Рыбников был несговорчив и мог резать правду-матку прямо в лицо, а это мало кому нравилось.

После окончания Второй мировой войны в кинематографе СССР происходили определенные перемены. Снизилось количество снимаемых советскими киностудиями фильмов. Это объяснялось тем, что страна направляла огромные средства на восстановление разрушенной инфраструктуры. Умалчивалось, что в это же время громадные средства направлялись на создание атомного оружия и на обеспечение паритета в этом вопросе с США. Тем не менее, советские киностудии, резко ограничив количество фильмов, старались выигрывать на качестве, что им не всегда удавалось. Приоритетом для кинематографа тех лет являлись биографические картины о великих полководцах, ученых, деятелей культуры прошлого. Отмечу, что нехватку в прокате восполняли "трофейные" фильмы, которые в те времена пользовались оглушающей популярностью.

Однако, после смерти Иосифа Сталина ситуация в советском кинематографе начала меняться. На пороге политической "оттепели" и во время нее появилось много талантливых кинорежиссеров, которые начали снимать фильмы, заметно отличавшиеся от довоенной кинематографической продукции.

© Sputnik / Михаил Трахман
Киноактер Николай Рыбников

Конечно же, в СССР, как пролетарской стране, в первую очередь внимание акцентировалось на жизни простых рабочих и крестьян. Но фильмы, снятые во время "оттепели", даже сугубо пропагандистские, зримо отличались от той продукции, которая выпускалась в СССР во времена "железного занавеса". Как я отмечал выше, в кинематограф тех лет влилась молодая волна режиссеров, которые искали новые способы самовыражения в рамках советских канонов. Постановщики искали и находили новых актеров для своих картин, которые должны были стать новыми лицами, пропагандирующими советский образ жизни. Это касалось и образов простых рабочих парней, которых в свое время успешно исполняли такие знаковые личности советского кино, как Пётр Алейников, Николай Крючков, Борис Андреев и другие актеры, пик популярности которых выпал на предвоенный и военный период советского кино.

Именно во времена "оттепели" стали широко известны имена Михаила Ульянова, Кирилла Лаврова, Евгения Урбанского, Алексея Баталова. Одним из столпов советского актерского цеха во времена "оттепели" стал Николай Николаевич Рыбников, которому 13 декабря 2020 года исполнилось бы 90 лет.

Старшее поколение любителей кинематографа помнят великолепные работы этого актера, пик популярности которого пришелся на вторую половину пятидесятых-первую половину шестидесятых годов прошлого столетия. Именно Николай Рыбников был тем, кто в те времена олицетворял собой простого, советского работягу. Делал это Рыбников с блеском. Надо отметить, что актер этот обладал могучей харизмой. Рыбникову невозможно было не верить. Достаточно было ему широко улыбнуться, как все зрители воспринимали его как человека доброго, но тем не менее принципиального в работе, верного в дружбе и преданного настоящей любви. Казалось, что Рыбников был создан для воплощения на экранах своих рабочих персонажей. Однако к актерству он шел достаточно долго.

© Sputnik
Актриса Светлана Дружинина в роли Анфисы (справа) и Николай Рыбников в роли Ильи (слева) в фильме "Девчата

Родился Рыбников в Борисоглебске, в семье слесаря. Он рос среди простых рабочих людей, был шалуном и драчуном, ничем не отличаясь от остальной детворы тех времен. Когда началась война и отец ушел на фронт, семья переселилась в Сталинград. Но к тому времени Коля уже посетил театр, и он его очень сильно увлек. После войны, закончив школу, он устроился рабочим сцены в Сталинградский драмтеатр, благодаря чему пересмотрел весь его репертуар. И все же стать актером он решил не сразу. Николай выбрал себе профессию доктора и поступил в медицинский университет. Но его стремление к актерству все же взяло вверх. Через два года Рыбников оставил мединститут и поехал в Москву поступать в знаменитый ВГИК.

И что же вы думали? Поступил с первого раза, и попал при этом в мастерскую великого режиссера и педагога Сергея Герасимова и его жены, выдающейся советской актрисы Тамары Макаровой. Педагоги отмечали дарование своего ученика. Однако у Рыбникова был еще один талант: он мог изумительно пародировать голоса известных людей. И много раз использовал эту свою способность для розыгрышей, один из которых привел к его отчислению из вуза. Рыбников, спрятавшись в шкафу, с включенным в радио микрофоном начал вещать голосом великого диктора Левитана о грандиозных снижениях цен на товары. Это вызвало среди слушающих большой наплыв патриотизма, раздались лозунги: "Слава нашей партии!" , "Слава великому Сталину!".

Когда выяснилось, что это был розыгрыш, Рыбникова отчислили, а ведь могли и посадить, ведь в те времена то, что сделал Рыбников, могло стать вполне достаточным основанием, чтобы усадить за решетку на долгие годы. Однако Николаю повезло. Его не только не посадили, но и после заступничества педагогов восстановили в вузе. Правоту его великих учителей подтвердила последующая деятельность Рыбникова в кино.

Появляться на экране он начал с 1954 года, а первой работой, которая сделала актера известным среди специалистов кинематографа, стала роль Котьки Григоренко в фильме режиссеров Алова и Наумова "Тревожная молодость". Потом последовала картина Михаила Швейцера "Чужая родня", где Рыбников сыграл роль сельского механизатора Федора. Партнершей его стала блистательная Нонна Мордюкова. Фильм получил прекрасные отзывы, а работа Рыбникова была отмечена особо.

Однако всенародную славу Николаю Рыбникову принесла следующая его картина - "Весна на Заречной улице". Эта работа режиссеров Марлена Хуциева и Феликса Миронера стала явлением в советском кинематографе, а роль сталевара Саши Савченко принесла Рыбникову оглушающую популярность. Актер показал и свои вокальные данные, блистательно исполнив песню "Когда весна придет", которая сразу же стала популярной среди советских зрителей.

© Sputnik
Актер Николай Рыбников в роли Мозглякова в художественном кинофильме "Дядюшкин сон" (по повести Ф. Достоевского) режиссера Константина Воинова.

Следом за "Весной на Заречной улице" на советские экраны вышла еще одна популярная кинолента "Высота" режиссера Александра Зархи. Рыбников сыграл в этом фильме высотника-монтажника Пасечника. Партнершей его по фильму была уже известная актриса Инна Макарова. Рыбников блистательно воплотил на экране образ простого рабочего парня, более того, в очередной раз продемонстрировал свой дар вокалиста, исполнив песню "Не кочегары мы, не плотники", которую вслед за ним запела вся огромная страна.

Николай Рыбников стал фантастически популярен, и в 1958 году не самая удачная картина Эльдара Рязанова "Девушка без адреса" все же достойно прошла всесоюзный прокат именно благодаря Рыбникову, которого поддержали свои могучим талантом великие Эраст Гарин, Василий Топорков, Рина Зеленая, Сергей Филиппов и Зоя Федорова.

В начале шестидесятых Рыбников снимается в ряде картин. Он очень запомнился в фильме "Нормандия-Неман" в роли капитана Тарасенко, а также в картине "Две жизни", где удачно сыграл в дуэте с Вячеславом Тихоновым.

Но все же самой его успешной картиной шестидесятых можно назвать шедевр Юрия Чулюкина "Девчата", где актер исполнил роль бригадира лесорубов Илью Ковригина. Главную женскую роль играла в фильме Надежда Румянцева. Этот актерский дуэт был просто восхитителен, и многие зрители даже не могли предположить, что между актерами были весьма натянутые отношения. Рыбников хотел, чтобы роль Тоси Кислицыной была поручена его жене Алле Ларионовой. Все, кроме Рыбникова, понимали, что статная Ларионова никак не подходит для роли "детдомовского воробышка", кроме Рыбникова. Он смирился лишь только когда узнал, что начальство запретило постановщику Чулюкину снять в роли Тоси свою жену, потрясающе привлекательную Наталью Кустинскую, объяснив это тем, что она слишком красива для героини этого фильма. Смирился, но продолжал дуться до конца съемок.

© Sputnik / G. Vasilev
Николай Рыбников в роли Мозглякова на съемках художественного кинофильма "Дядюшкин сон"

Многие женщины страны были безоглядно влюблены в Рыбникова. Но он был однолюбом. Ему была нужна только Ларионова, которая долгое время не обращала на него внимания, а крутила романы с другими маститыми актерами. От актера Ивана Переверзева у нее была дочь. Ларионова долгое время отвергала ухаживания Рыбникова, но после разрыва отношений с Переверзевым все же согласилась выйти за Николая замуж. Забегая вперед, скажу, что Рыбников удочерил ее дочь, а от их брака у них родилась еще одна девочка. Трепетное отношение Рыбникова к жене и дочерям было всем известно и служило примером супружеской верности и отцовской любви.

Однако, начиная со второй половины шестидесятых он все реже и реже появляется на экране. Актеру крайне редко предлагают не только главные роли, но даже и роли второго плана. Объясняется это тем, что Рыбников не отличался сговорчивостью и частенько спорил не только с режиссерами, но и с начальством более высоким. Рыбников мог резать правду-матку прямо в лицо, а это, конечно же, не нравилось кинематографическим бонзам.

Тем не менее, Рыбников продолжал сниматься. Из его работ, последующих за "Девчатами", отметим роль летчика-испытателя Колчина в "Им покоряется небо", тренера Лашкова в "Хоккеистах". Рыбников принимал участие и в экранизации "Войны и мира" великим Сергеем Бондарчуком, сыграв легендарного гусара и поэта Дениса Давыдова. В другой киноэпопее - "Освобождение" режиссера Юрия Озерова, Рыбников снялся в роли генерала Панова. Последний большой успех сопутствовал актеру в фильме "Седьмое небо", где он сыграл вместе со своей женой Аллой Ларионовой.

Но ролей Рыбникову с каждым годом предлагали все меньше и меньше. Он был актером широчайшего диапазона, о чем говорили его великие педагоги Сергей Герасимов и Тамара Макарова. Даже на пике своей карьеры Рыбников с горечью говорил о том, что ему по плечу герои Шекспира и Шиллера, а ему поручают играть только бригадиров. Но с годами его перестали приглашать и на эти роли работяг.

© Sputnik
Кадр из кинофильма "Высота". 1957 г. Киностудия "Мосфильм". Режиссер Александр Зархи. В роли Николая Пасечника - артист Николай Рыбников (слева).

Хотя о многогранности актерского таланта Рыбникова мы можем судить по фильму "Выйти замуж за капитана", где снимались молодые звезды того времени Вера Глаголева и Виктор Проскурин. Рыбникову была поручена маленькая роль пенсионера Кондратия Петровича, вредного соседа главной героини, которую он исполнил с блеском, открывшись для поклонников кино неизвестными гранями своего таланта. Популярный журнал "Советский экран" назвал работу Николая Рыбникова в этом фильме лучшим исполнением эпизодической роли в 1985 году.

Но несмотря на все это, Рыбников все больше оставался без дела. Отсутствие работы привело к тому, что Николай Николаевич стал злоупотреблять спиртным. Здоровье начало давать сбои, и в особенности - сердце. Он перенес микроинсульт, через некоторое время как будто бы восстановился, но 22 октября 1990 года он лег спать и не проснулся. Николаю Николаевичу Рыбникову не было еще и 60 лет.

Он был большим актером, которого в последние 25 лет жизни не часто снимали. Но если бы он снялся только в трех легендарных советских фильмах - "Весна на Заречной улице", "Высота" и "Девчата" - этого было бы достаточно, чтобы имя Николая Рыбникова было навечно овеяно заслуженной славой.

Теги:
юбилей, актер

Главные темы

Орбита Sputnik