БАКУ, 4 янв — Sputnik, Фуад Ализаде. Ситуация на железной дороге в последние годы столь стремительно прогрессирует, что именно от ЗАО "Азербайджанские железные дороги" бакинцы ждут новых маршрутов и высоких скоростей – для поездов, которые позволят с удобством и быстро добираться после работы домой, а также, во время отпусков, – в туристические зоны страны.
Ждем широкого размаха, или Как развивать сельский туризм в Азербайджане >>
Начнем, пожалуй, со злободневной проблемы автомобильных заторов, с которыми ежедневно сталкиваются жители столицы и пригородов. Скорость движения автомобилей во время пробок падает до 5-10 километров в час при въезде (к 9 часам утра) или выезде (к 6 часам вечера) на Тбилисском проспекте, проспектах Гейдара Алиева, Бабека и Нобеля, так что водителям кажется порой, что движение вообще перекрыто.
Неудивительно, что все чаще приходится слышать, как владельцы личных авто отказываются добираться в часы пик по дороге Баку-Сумгайыт, отдавая предпочтение скоростному электропоезду Stadler. Это логично, так как на дороге можно потратить и час, и другой, в то время как по железной дороге тот же путь будет преодолен за 37 минут.
Кстати, уже в первой половине 2020 года ожидается ввод в строй "Баку-окружной", по которой электропоезда будут следовать через станции Баку, Баладжары, Хырдалан, Сумгайыт, Новханы, Фатмаи, Мухаммеди, Забрат-1, Забрат-2, Забрат-3, Сабунчи, Бакиханов, "Кероглу" и, наконец, Баку. Это позволит несколько разредить поток машин на проспектах Гейдара Алиева и Нобеля.
Согласно общей концепции транспортной системы столицы на улучшение ситуации в ней должно благотворно повлиять планируемое в будущие годы открытие десятка станций и новых линий Бакинского метрополитена. Но темпы работ на подземке вряд ли устраивают бакинцев, численность которых быстро растет, и в связи с этим весьма перспективным проектом может стать предложение использовать в качестве наземного метро отрезок железной дороги Гюздек-Сахиль, а также линию Сумгайыт-Баку.
Юбилейный контейнер перевез по маршруту Баку-Тбилиси-Карс автомобили >>
Кстати, железнодорожники предложили и интересную идею прокладки трамвайных путей от Баладжар в Пиршаги, а также в направлении Ахмедлы, Насосного и Маштаги. К сожалению, возродить трамвайное движение в центре столицы из-за плотности застройки и интенсивности автомобильного движения практически невозможно, но даже "выселение" трамваев на окраины Баку может серьезно разгрузить дороги.
Выходя за пределы столицы: в 2020 году бакинцы и гости республики получат возможность в кратчайшие сроки попасть в популярный туристический район - Габалу. Сейчас активно ведется строительство железнодорожной ветки от станции Ляки до Габалы,и маршрут должен открыться к началу туристического сезона. Также строится новая ветка, соединяющая железнодорожную сесть страны с городом Лянкяран, а в перспективе отдыхающие смогут добраться по железной дороге и в горнолыжный туристический курорт "Шахдаг", проектирование которой уже идет. Кстати, железнодорожники сейчас занимаются продлением высокоскоростной железной дороги из Гянджи до Агстафы. Используемые здесь электропоезда Stadler в 2019 году ускорились до 135 километров в час, и время в пути между Баку и Гянджой сократилось с 4 часов 15 минут до 3 часов 45 минут, а в дальнейшем оно уменьшится до трех часов.
Впрочем, на тех же Stadler жители и гости столицы с 2020 года смогут наконец-то быстро и с комфортом добираться до Турции. Пробные поезда уже прошли из Баку в Анкару, и вскоре ожидается начало регулярного пассажирского сообщения.
Скорость нужна, а поспешность - вредна: как поехать в Дагестан и не опоздать >>
Общая протяженность путей Азербайджанских железных дорог составляет 4200 километров, из них основных путей 2955 километров. В том числе 1241,4 километра, или 59,7% от общей эксплуатационной протяженности путей электрифицированы, 837,9 километра, то есть 40,3% работают на тепловозной тяге. В настоящее время в ЗАО "Азербайджанские железные дороги" работают около 20 тысяч человек.