15:04 19 Сентября 2021
Прямой эфир
  • USD1.7000
  • EUR2.0014
  • RUB0.0234
ЭКОНОМИКА
Получить короткую ссылку
39330

Азербайджан в расчете на получение значительных доходов от транзита грузов по МТК "Север-Юг" принимает активное участие в строительстве железных дорог и терминалов в Иране.

БАКУ, 17 июн — Sputnik. Решение Азербайджана взять на четверть века в аренду грузовые терминалы в Иране говорит о перспективности транспортировки грузов по международному транспортному коридору (МТК) "Север-Юг" транзитом по азербайджанской территории в Иран.

В столице Ирана Тегеране 14 июня этого года прошла встреча между председателем ЗАО "Азербайджанские железные дороги" (АЖД) Джавидом Гурбановым и генеральным директором "Иранских железных дорог" Саидом Мухамедзаде.

В рамках встречи стороны подписали контракт на строительство и эксплуатацию Астаринского грузового терминала. Документ подразумевает строительство на территории Ирана железной дороги протяженностью 1,4 километра и четырех грузовых терминалов при поддержке ЗАО "Азербайджанские железные дороги". АЖД арендуют эту железнодорожную линию на 15 лет, а терминалы — на 25 лет.

МТК "Север-Юг" позволит резко сократить время перевозки грузов из скандинавских стран до Ирана и Индии. Грузы из Финляндии сейчас достигают конечного потребителя за 45-60 дней. А по МТК "Север-Юг" груз из скандинавских стран через Россию и Азербайджан сможет дойти до адресата за 15 дней.

Впрочем, Россия, которая стала инициатором проекта "Север-Юг" еще в 2000 году, собирается активно использовать направление через Азербайджан в Иран для поставок в первую очередь собственной продукции — зерна и леса. В этом вопросе особая роль отводится зарегистрированной в Баку 6 сентября 2016 года компании "АзРусТранс", учредителями которой стали "Азербайджанские железные дороги" (51% акций) и "Русагротранс" (49%).

Генеральный директор совместного предприятия "АзРусТранс" Джавид Гулиев отмечал готовность реализовать в Иране проект строительства зернового терминала стоимостью 20–30 миллионов долларов. Это позволит единовременно хранить около 60 тысяч тонн зерновых и сократить издержки перевозок примерно на 30-40%. Зерновой терминал "АзРусТранс" сможет работать и как перевалочный пункт для крупнейшего порта Ирана Бандарабас, откуда российское зерно пойдет в Саудовскую Аравию, Дубай, Египет и другие страны.

Также из России через Азербайджан в направлении Ирана могут поставляться значительные объемы лесоматериалов. Этим обусловлено решение руководства АЖД взять на четверть века в аренду терминалы, строительство которых сейчас активно ведется.

Руководство Азербайджана с учетом расширения сотрудничества России, АР и Ирана готово выделить кредит иранской стороне в размере 500 миллионов долларов для присоединения строящейся железнодорожной станции Астара (Иран) к общей железнодорожной системе ИРИ.

Реализовать прямое железнодорожное сообщение Азербайджана с Ираном позволит строительство ветки Астара — Решт протяженностью 162 километра. Проект потребует свыше одного миллиарда долларов, и в его строительстве предусматривается активное участие не только азербайджанских и иранских, но и российских железнодорожников.

Грузы будут двигаться не только с севера на юг, но и в обратном направлении. Речь идет о грузах из Мумбаи (Индия) в направлении Ирана, Азербайджана, России и далее в другие страны. Первые поставки грузов из Мумбаи по МКТ "Север-Юг" указывают на необходимость продолжения координации между транзитными странами, что позволит повысить конкурентные преимущества наземных перевозок грузов по сравнению с морскими.

То есть самый короткий маршрут "Север-Юг" с транзитом по территории Азербайджана будет нужен не только России и скандинавским странам, но и государствам Персидского залива, Пакистану и Индии. И Азербайджан, как видим, для активизации перевозок предпринимает активные меры к строительству железной дороги. Конечная цель — получение в перспективе значительной прибыли от транзита грузов по азербайджанской территории.

В 2000 году между Россией, Индией и Ираном было заключено соглашение о международном транспортном коридоре "Север-Юг". Азербайджан присоединился к этому проекту в 2005 году. Коридор проляжет от Индии и Омана по морю, затем через Иран, Каспийский регион в Россию и в обратном направлении. По расчетам экспертов, пропускная способность МТК "Север-Юг" составит на первых порах до 6-10 миллионов тонн грузов в год с доведением этого показателя на втором этапе до 15-20 миллионов тонн.

По теме

АБР определил крайний срок подготовки ТЭО "Север-Юг"
Шариатские законы Ирана создают проблему коридору "Север-Юг"
Президент Алиев: проект "Север-Юг" - историческое событие
Теги:
Азербайджан, Иран, Джавид Гурбанов, Саид Мухамедзаде, ЗАО "Азербайджанские железные дороги", Коридор "Север-Юг", Кредит, строительство

Главные темы

Орбита Sputnik