06:37 20 Мая 2019
Прямой эфир
  • USD1.7000
  • RUB0.0263
  • EUR1.9005
Артист Бимболат (Бибо) Ватаев - исполнитель главной роли в фильмах Сказание о Рустаме и Рустам и Сухраб. 1971 год

"Честный прокурор" из азербайджанской глубинки: памяти Бибо Ватаева

© Sputnik / РИА Новости
КУЛЬТУРА
Получить короткую ссылку
618941

Кинематографическое сообщество заметило талантливого актера с великолепными внешними данными, и Бимболата Ватаева пригласили сниматься в "Азербайджанфильм".

Фуад Мамедов-Пашабейли, Sputnik Азербайджан

Экранизация известного произведения всегда несет в себе определенный риск. Особенно, если это экранизация масштабного классического литературного наследия величайших писателей человечества. У каждого своя шкала ценностей, но для меня лично, неоспоримыми лидерами в экранизации монументальных произведений в советском кинематографе являются три безусловных шедевра.

Первый - это фильм-эпопея Сергея Герасимова "Тихий Дон" по одноименному роману Михаила Шолохова, снятый в 1958 году. Далее, в середине 60-х мы наслаждались безупречным экранным воплощением Сергея Бондарчука великого романа "Война и мир" Льва Толстого, и, наконец, с начала 70-х годов на экранах страны с грандиозным успехом демонстрировалась потрясающая кинотрилогия "Сказание о Рустаме" Бориса Кимягарова, переведшего на экран гениальное, эпическое произведение великого Фирдоуси "Шахнаме".

Я убежден, что фильм тогда становится великим, когда его с интересом смотрят все слои населения. Картины, перечисленные мной, смотрели в СССР все, и за пределами этого огромного государства тоже. Эти фильмы получали самые высокие премии на престижнейших международных кинофестивалях и были горячо любимы зрителями.

Безусловно, в успехе этих фильмов важнейшую роль сыграл литературный материал, но, уважаемые читатели, думаю, вы со мной согласитесь, что провальных экранизаций выдающихся литературных произведений в СССР было вполне достаточно.

Естественно, основную нагрузку нес на себе режиссер-постановщик, но немало усилий прикладывала и вся творческая группа. Очень многое зависело от актеров, особенно от тех, которые были приглашены на главные роли. Сегодня речь пойдет об одном из них, который воплотил на экране образ прославленного богатыря Рустама в киношедевре Бориса Кимягарова.

Бимболат Заурбекович Ватаев. Народный артист РСФСР и актер, удостоенный звания "Человек - народное достояние России". Человек очень простой в общении, которого многие звали сокращенно Бибо.

Его с самых ранних пор тянуло в искусство, хотя, родившись в осетинском селении Новый Батако, вряд ли можно было рассчитывать на громкую карьеру артиста. Однако Бибо отличался упорством, целеустремлённостью и конечно же бесспорным талантом. Именно благодаря этим качествам он оказался в знаменитом училище имени Щукина и учился на курсе не у кого-нибудь, а у реформатора сцены, величайшего режиссера двадцатого века, создателя эпатажного театра на Таганке, Юрия Любимова.

Ватаев получил прекрасное образование вместе со многими будущими звездами советского экрана и сцены. Именно опираясь на своих учеников, Любимов сформировал основной костяк театра на Таганке.

Бибо играл на сценах различных театров СССР, в том числе и на Таганке. Но Ватаев все больше склонялся к тому, чтобы полностью посвятить себя кинематографу.

С начала 60-х он активно снимается в кино и создает запоминающиеся образы. В 1966 году, то есть в 27 лет, на кинофестивале в Ашхабаде его признали лучшим исполнителем мужской роли в фильме "Хасан-арбакеш".

В том же году Ватаев занят в работе над фильмом режиссёра Камила Ярматова "Поэма двух сердец". Позже снимается в таких фильмах как "Прощай", "Войди в мой дом".

Бимболат Ватаев (слева) в роли Мурада и Аббас Бакиров в роли Агзамхана в кадре из художественного фильма Поэма двух сердец
© Sputnik / РИА Новости
Бимболат Ватаев (слева) в роли Мурада и Аббас Бакиров в роли Агзамхана в кадре из художественного фильма "Поэма двух сердец"

Кинематографическое сообщество заметило талантливого актера с великолепными внешними данными, и вот уже Бибо приглашают сниматься в "Азербайджанфильм".

Режиссер Мухтар Дадашев снимал картину по мотивам повести Сулеймана Рагимова "Мехман". Постановщик утвердил на эту роль Ватаева. Фильм повествовал о честном прокуроре, приехавшем работать в азербайджанскую глубинку в 30-х годах. Несмотря на то, что население СССР к понятию "честный прокурор" в конце 60-х относилось довольно скептически, фильм получился добротный и, прежде всего, благодаря великолепному актерскому составу.

В фильме были заняты корифеи азербайджанского театра и кино Адиль Искандеров, Мустафа Марданов, Рза Тахмасиб, Рза Афганлы, Насиба Зейналова. В этом фильме свою единственную роль в кино сыграла наша гениальная певица Флора Керимова. Бимболат Ватаев со своей задачей справился прекрасно, он сумел создать на экране образ порядочного человека, который живет соответственно своим принципам. "Именем закона" имел хороший всесоюзный прокат в 1968 году.

После успешной работы в этом фильме Бибо был приглашен на киностудию "Таджикфильм" в 1969 году, где и проработал 6 лет. После роли Мехмана Ватаев был весьма востребован. За два года он снялся в нескольких фильмах, таких как "Как велит сердце", фильм-опера "Князь Игорь", "Чермен".

Но, конечно, главным в актерской биография Бимбоболата Ватаева является его потрясающее исполнение роли Рустама в трилогии Бориса Кимягарова "Сказание о Рустаме". Гениальный фильм Кимягарова помог раскрыться на экране всему огромному таланту Бимболата Ватаева.

Казалось бы, эпическое произведение Фирдоуси не должно было вызвать зрительского ажиотажа, но фильмы трилогии посещались с огромным интересом. Великолепно выстроенная структура фильма, его динамика увлекала даже детей, которые смотрели картину с таким вниманием, как будто бы перед ними разворачивался сюжет голливудского вестерна или французского костюмного фильма.

Безоговорочный успех трилогии объясняется великолепной режиссурой Кимягарова, четко выстроенным сценарием Григория Колтунова, чудесной операторской работой Довлатназара Худоназарова, гениальной музыкой великого азербайджанского композитора Арифа Меликова.

И, безусловно, блистательным актерским ансамблем, где выделялся потрясающий Ватаев.

Прошло более полувека, как вышла на экраны эта картина, а у меня перед глазами мечущийся Рустам (после поединка с Сухрабом), бьющий себя по предплечью, как будто от нехватки воздуха задыхающийся и который наконец выдыхает с криком заветное слово "Браслет?!". Высочайший класс актерской игры!

Ватаева, так блистательно сыгравшего Рустама, по праву можно считать соавтором Кимягарова. Его потрясающее исполнение главной роли во многом способствовало фурору этой картины и тому, что трилогия "Сказание о Рустаме" заслуженно вошла в сокровищницу советского киноискусства.

Актер после этого знакового фильма активно продолжал сниматься в кино. Он также играл и на сцене своего родного североосетинского театра. Ватаев с блеском создавал образы Короля Лира, Отелло, царя Эдипа, Клавдия, но вместе с этим играл и в пьесах современных авторов. В лихие 90-е он почти пять лет был министром культуры Северной Осетии и пользовался непререкаемым авторитетом.

Богатырь русской культуры: как Николай Крючков стал легендой советского кино >>

Бибо исполнилось бы 80 лет 15 марта этого года, если бы… Если бы смерть не отняла у нас выдающегося советского актера, несравненного исполнителя Рустама, Бимболата Заурбековича Ватаева ровно 19 лет назад – 9 мая 2000 года, дав ему на жизнь всего 61 год.


Главные темы

Орбита Sputnik