Фуад Мамедов-Пашабейли, Sputnik Азербайджан
Какими только эпитетами не награждали Крючкова журналисты того времени. Часто его называли одним из "трех богатырей русской культуры советского периода", вкупе с легендарными Борисом Андреевым и Петром Алейниковым.
Народный артист СССР, Герой Социалистического труда и лауреат различных премий, в том числе и Государственной премии СССР, Николай Афанасьевич Крючков был обласкан властью, был близким другом Василия Сталина, но тем не менее, всегда оставался доступным и простым в общении человеком.
Родился будущий легендарный актер огромной страны в Москве, 6 января 1911 года. Семья его была многодетная и остро нуждалась, рано оставшись без отца.
Он рано начал работать, чтобы помочь матери. Работая на Трехгорке, Крючков начал заниматься в функционирующем там драмкружке. Талант молодого парня был настолько заметным, что его пригласили в Московский театр рабочей молодежи (ТРАМ), где он успешно выступал, продолжая работать на фабрике, ибо надо было помогать семье.
Но тут вмешался случай. Играя в одном из спектаклей, он привлек к себе внимание известного кинорежиссера Бориса Барнета. Последний к тому времени снял "Закройщик из Торжка" с Игорем Ильинским и был весьма популярным постановщиком. Барнету Крючков понравился и он предложил молодому актеру роль в своем фильме "Окраина".
В этом фильме Крючков сыграл небольшую роль, но Барнет был доволен его работой и пригласил юношу на свой следующий фильм, комедию "У самого синего моря", на этот раз на одну из главных ролей.
С ролью Крючков справился блестяще, и режиссеры начали приглашать молодого актера участвовать в своих фильмах. Он начал хорошо зарабатывать, оставил работу в ТРАМ и полностью посвятил себя кино. За короткий срок он снялся в таких фильмах, как "Человек с ружьем", "Возвращение Максима", "На границе" и многих других популярных картинах того периода.
Широко известен фильм "Тринадцать" классика мирового кинематографа Михаила Ромма. Как известно, в 1937 году эта картина великого режиссера побила все рекорды проката. Так вот, роль командира пограничного отряда была предложена Николаю Крючкову. Более того, была снята почти половина фильма, но тут Николай Афанасьевич ударился во все тяжкие. Пить раз и навсегда он бросит в 1970 году, но тогда страсть к горячительным напиткам подвела Крючкова. После того, как он сорвал несколько раз съемки, Ромм отстранил его от роли и переснял все эпизоды уже с другим актером.
Однако, пристрастие к алкоголю было настолько распространенным явлением, что фиаско, произошедшее с актером на съемках "Тринадцати", осталось незамеченным. Более того, через некоторое время известный режиссер Иван Пырьев (тоже друживший с рюмкой) пригласил Крючкова на главную роль в своем фильме "Трактористы", где партнершей актера была жена режиссера Марина Ладынина.
Фильм этот имел потрясающий успех. Крючков вместе Ладыниной, Петром Алейниковым, Борисом Андреевым стали неслыханно популярными. Песни из этого фильма распевала вся страна, а герой Крючкова, Клим Ярко стал одним из самых популярных персонажей кино того времени.
До начала войны Крючков успел сняться в ряде известных фильмов, таких как "Член правительства", "Выборгская сторона", "В тылу врага". Снялся он также в знаковом фильме Пырьева "Свинарка и пастух", где сыграл отрицательного персонажа Кузьму. Николай Афанасьевич впоследствии вспоминал, что его друг Василий Сталин настойчиво требовал отказаться от этой роли, так как такой образ мог опошлить все предыдущие, сыгранные Крючковым. Но актер настоял на своем и справился с этой ролью.
Несмотря на то, что с первых дней войны Крючков просился на фронт, власти резонно решили, что работая в кино, актер принесет больше пользы. Крючков активно снимался и запомнился в таких фильмах, как "Во имя Родины", "Фронт", "Котовский" и особенно "Парень из нашего города", который стал одним из самых востребованных фильмов военного периода.
После окончания войны резко снизилось число снимаемых в СССР картин. Но и в то время Крючков не оставался без работы и появился в целом ряде фильмов, в том числе в таких, как "Звезда" и "Максимка", где создал незабываемые образы.
Во второй половине 50-х годов Крючков плодотворно работал. Он не затерялся, как многие известные актеры сталинской эпохи. Громкого успеха от участия фильмах того времени он не снискал, но созданные им образы, например, в фильмах "Жестокость" и "Дело Румянцева", запомнились зрителям и специалистам кино.
В начале шестидесятых актер с блеском сыграл старого слугу в фильме Эльдара Рязанова "Гусарская баллада". Крючков не прекращал работать и все время был востребован режиссерами. Актер до конца своей жизни активно снимался, создал множество запоминающих образов. Все помнят его героя в знаковом фильме Георгия Данелия "Осенний марафон".
Событием стала и картина "Горожане" (1975 года), где актер сыграл водителя такси. Роль была написана специально для него, и актер блестяще справился с задачей. Он также снялся в таких фильмах, как "Сталинград", "Битва за Москву". Актеру было уже за 70, когда Евгений Матвеев пригласил его в фильм "Особо важное задание". Режиссер пытался создать для пожилого актера особые условия, но Крючков отказывался от поблажек и великолепно сыграл свою роль.
Однако, несмотря на то, что актер все время активно снимался, надо признать, что зенит его славы все же пришелся на предвоенную пору. Люди воспринимали артиста как легенду советского кино и до конца жизни он был окружен всеобщим уважением.
Умер Николай Афанасьевич Крючков четверть века тому назад, 13 апреля 1994 года. Он прожил долгую и наполненную событиями жизнь и оставил после себя великолепные фильмы, которые входят в сокровищницу советского кинофонда.