Евросоюз ныне переживает не лучшие времена. И дело даже не в том, что Великобритания претворила в жизнь свое намерение выйти из состава ЕС. Безусловно, выход из Европейского альянса одного из самых авторитетных государств в мире очень сильно ударил по престижу Евросоюза. Официальный Лондон не скрывает своей радости по поводу разрыва и продолжает обоснованно уверять население Туманного Альбиона в том, что без привязи к ЕС, Британия вновь будет независима в своих действиях и обретет несомненные экономические выгоды.
Как известно, в последнее время во Франции существенно повысился политический рейтинг лидера "Национального объединения" Марин Ле Пен, которая убеждена в том, что её страна также должна выйти из состава ЕС. Популярность же действующего президента Эммануэля Макрона, который является ярым сторонником Евросоюза, начала заметно снижаться.
Восточноевропейские страны в последнее время все чаще вступают в противоречия с Брюсселем. В авангарде стран, недовольных политикой Евросоюза, идут Польша и Венгрия, которые уже долгое время обоснованно обвиняют ЕС в неоправданном вмешательстве во внутреннею политику своих стран. Брюссель пытался уговорами подействовать на смягчение позиции официальных Варшавы и Будапешта, но поляки и венгры проявили твёрдость в отстаивании своих интересов. Сейчас руководство ЕС пытается пустить в ход рычаги воздействия на эти страны. Насколько они действенны?
В частности, Европейская комиссия грозит Будапешту обратиться в суд Евросоюза с иском против правительства Венгрии в связи с действующим в стране законом о неправительственных организациях, который требует от НПО раскрывать свои источники финансирования. Казалось бы, что здесь удивительного и незаконного, когда правительство суверенной страны желает знать, откуда и с какими целями получают деньги неправительственные организации, действующие в стране?
По мнению брюссельских мыслителей, это нарушает законодательство Евросоюза. Они считают, что закон, принятый в Венгрии, угрожает роли гражданского общества как независимого субъекта. Конечно же, Брюсселю выгоднее, когда финансирование НПО является не прозрачным, потому что благодаря этому ЕС всегда будет иметь возможность действенно влиять на ситуацию в Венгрии.
Естественно, что Будапешт не мог с этим мириться. В 2017 году в стране был принят закон о неправительственных организациях, который обязывал НПО декларировать поступающие к ним средства в размере более 24 тысяч евро и предавать гласности информацию о них. В случае нарушения деятельность НПО прекращалась.
Отметим, что Еврокомиссия в 2019 году уже обращалась в суд с требованием признать эти действия в отношении НПО незаконными. Суд удовлетворил иск, аргументируя тем, что Венгрия нарушает правила Евросоюза о праве на защиту данных и свободу объединений, а также на право свободного перемещения капитала.
И вот сейчас, точнее 18 февраля, Еврокомиссия направила правительству Венгрии уведомление, где отмечается, что закон о НПО, принятый в стране, угрожает роли гражданского общества и ограничивает частную жизнь доноров.
Как было отмечено выше, Венгрия уже достаточно долгое время открыто выражает недовольство определенными действиями Евросоюза. Будапешт крайне негативно относился к политике "открытых дверей", проповедуемой Брюсселем, и стойко отстаивал свою позицию. Это вызывало весомое раздражение в Брюсселе.
Убедившись в том, что премьер-министр Венгрии Виктор Орбан решительно намерен отстаивать интересы своей страны, в Евросоюзе решили воздействовать на него другими путями. Тем более в этом был заинтересован Джордж Сорос (американский миллиардер венгерско-еврейского происхождения), печально известный своим вмешательством в дела суверенных государств благодаря финансированию неправительственных организаций этих стран.
Так вот, принятием закона о неправительственных организаций правительство Виктора Орбана решительно поставило заслон чаяниям Джорджа Сороса и его подпевалам в Евросоюзе. Тем самым, сильный политик Орбан устранил возможность формирования и укрепления настроений против венгерской власти, чем заметно огорчил Брюссель. Переговоры с Орбаном не дали результата, и единственное, что оставалось ЕС, то угрожать Венгрии судом, но и этот факт мало заботит Венгрию, так как действенных рычагов давления на Будапешт у Брюсселя нет.
Известно, что для принятия какого-либо существенного решения, а тем более для финансовых санкций, Брюсселю необходимы голоса всех членов альянса. А Будапешт твердо уверен в том, что его поддержит Варшава. Как было отмечено выше, у Польши и Венгрии весьма схожие разногласия с Евросоюзом, и потому можно не сомневаться, что Варшава сечйчас поддержит Будапешт, надеясь на то, что и Венгрия в случае необходимости проявит солидарность с Польшей. Поэтому, несмотря на все усилия ЕС, каких-либо существенных санкций против Венгрии ожидать не приходится.