08:19 16 Июля 2019
Прямой эфир
  • USD1.7000
  • RUB0.0269
  • EUR1.9162
Юрий Иосифович Визбор во время выступления (1980)

Поэт, актер, писатель, певец: Юрию Визбору - 85 лет

© Sputnik / Y. Lunkov
Колумнисты
Получить короткую ссылку
Фуад Мамедов-Пашабейли
503940

В юбилей любимца всего СССР, звезды советской авторской песни, барда, поэта и музыканта Юрия Визбора о его жизненном пути вспоминает колумнист Sputnik Азербайджан.

В первой половине семидесятых годов прошлого столетия на телеэкранах был продемонстрирован двенадцатисерийный художественный фильм Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны", снятый по одноименному остросюжетному роману Юлиана Семенова. Фильм был настолько популярен, что в то время, когда его демонстрировали, пустели улицы всех городов Советского Союза.

Муза Феллини, Чаплин в юбке, сияющая звезда неореализма: великая Джульетта >>

Великолепная литературная основа, выверенная динамичность, достигнутая режиссером, профессиональная работа операторов, прекрасная музыка, да и отличная работа всего творческого коллектива сделала этот фильм одним из лучших за всю историю советского телевидения. Лиозновой был подобран изумительный актерский состав. Вячеслав Тихонов, Ростислав Плятт, Евгений Евстигнеев и другие великолепные актеры создали незабываемые образы, которые помнятся до сих пор.

Кадр из фильма Июльский дождь. Киностудия Мосфильм. Режиссер Марлен Хуциев. В роли Вадика - Александр Митта (в центре). Справа - Юрий Визбор в роли Алика (1966)
© Sputnik / RIA Novosti
Кадр из фильма "Июльский дождь". Киностудия "Мосфильм". Режиссер Марлен Хуциев. В роли Вадика - Александр Митта (в центре). Справа - Юрий Визбор в роли Алика (1966)

Но, наверное, одним из самых важных достижений Татьяны Лиозновой было то, что в этом фильме чуть ли не в первый раз высшие руководители Третьего рейха были показаны не карикатурами, а мыслящими людьми со всеми своими сильными и слабыми сторонами.

Везение, помноженное на колоссальный талант: вспоминая Олега Янковского >>

Публика была покорена виртуозным исполнением Леонидом Броневым роли шефа гестапо Мюллера. Прокопович очень удачно сыграл рейхсфюрера Гиммлера. Жемчужиной в коллекции ролей народного артиста СССР Гриценко стало исполнение им роли полковника, попутчика Штирлица в поезде. Народные любимцы Олег Табаков и Василий Лановой сыграли в этом фильме генералов СС, соответственно Вальтера Шелленберга и Карла Вольфа. Для того времени приглашение этих актеров на такие роли было смелым ходом режиссера.

Никто, даже самые смелые экспериментаторы кино, не могли предположить, что можно будет пригласить для исполнения роли рейхсляйтера Мартина Бормана человека, который был востребован Лиозновой и блестяще создал образ фашистского партайгеноссе.

Актеры Юрий Визбор в роли Алика (слева) и Александр Белявский в роли Володи (справа) в фильме Марлена Хуциева Июльский дождь (1967)
© Sputnik / RIA Novosti
Актеры Юрий Визбор в роли Алика (слева) и Александр Белявский в роли Володи (справа) в фильме Марлена Хуциева "Июльский дождь" (1967)

Лиознова увидела в этой роли любимца всей огромной страны, одного из столпов советской авторской песни, маститого барда, певца, поэта и музыканта Юрия Иосифовича Визбора, которому сегодня исполнилось бы 85 лет.

Непрофессиональный актер Визбор филигранно создал образ одного из вождей фашистской Германии. Жесты, мимика, походка, даже поворот головы и резкие колючие взгляды были совершенно несвойственны доброму, отзывчивому и полному душевной лирики Визбору. Но он подошел к приглашению Лиозновой очень серьезно и сумел создать на экране очень запоминающийся персонаж. Великолепная актерская работа!

Визбор родился 20 июня 1934 года в Москве в семье литовца Йозаса Визбораса и украинки Марии Шевченко. Отец с оружием в руках боролся за Советскую власть, что не помешало этой самой власти его расстрелять в 1938 году, а через двадцать лет посмертно реабилитировать.

Кадр из многосерийного телевизионныого художественного фильма Семнадцать мгновений весны. Юрий Визбор в роли Мартина Бормана (слева), Михаил Жарковский в роли Эрнста Кальтенбруннера (1974)
© Sputnik / Снимок с экрана
Кадр из многосерийного телевизионныого художественного фильма "Семнадцать мгновений весны". Юрий Визбор в роли Мартина Бормана (слева), Михаил Жарковский в роли Эрнста Кальтенбруннера (1974)

После окончания средней школы Юра поступает в Московский государственный педагогический институт имени Ленина (МГПИ). Там уже существовали традиции песни и потому в свободное от занятий время Визбор (который уже в то время умел играть на гитаре) стал сочинять тексты для песен, а потом и музыку. Во время студенческих походов он набрался впечатлений, которые и послужили ему основой для создания песен.

Вскоре Визбор становится очень популярным. Его песни с удовольствием поют по всей стране. После появления магнитофонов кассеты с записями расходятся по различным уголкам Советского Союза. Он пробует себя и в прозе. Его повесть "На срок службы не влияет" получила одобрение самого Константина Симонова, но все же редакция журнала "Юность" не решилась ее опубликовать.

Визбор весьма удачно начинает свою журналистскую карьеру, конечно же, не забывая об авторской песне. Он - один из основателей звукового журнала "Кругозор", где работает до 1970 года. Деятельность в этом журнале способствовала тому, что Визбор стал родоначальником жанра песни-репортажа.

Визбор талантлив во всем. Он пишет рассказы, пробует себя в драматургии, создает сценарии к фильмам. Именно он в соавторстве с Сухаревым создает песни для знакового советского фильма "Москва слезам не верит". Он великолепный горнолыжник и частенько участвует в альпинистских экспедициях.

Визбор много работает на телевидении, создавая сценарии и тексты для документальных и художественных фильмов. Его творчество на этом поприще не раз высоко оценивалось на всесоюзных и международных фестивалях.

Жан Габен - обладатель неповторимой мужской харизмы >>

Что касается актерской карьеры, то первым этот талант в Визборе увидел великий режиссер Марлен Мартынович Хуциев. Именно он пригласил в 1966 году уже известного барда в свою картину "Июльский дождь". Визбор позже не раз говорил, что приглашение Хуциева он поначалу воспринял как розыгрыш. Но роль ловеласа Алика в фильме Хуциева была признана очень удачной. Визбор исполнил в этом фильме также три песни, одна из которой была его собственная - "Спокойно, дружище, спокойно!..."

Его снимали такие выдающиеся режиссеры, как Михаил Калатозов в фильме "Красная палатка", Динара Асанова в фильме "Рудольфио", Лариса Шепитько в "Ты и я", Глеб Панфилов в "Начало", Андрей Смирнов в ленте "Белорусский вокзал". Визбор создавал на экране различные образы, но всегда запоминался. Ну, а исполнение им роли партайгеноссе Бормана стало неожиданностью для зрителей, но сыграл эту роль актер филигранно.

Однако все же главным в многогранном творчестве Юрия Визбора была авторская песня. Он их создал множество. Эти песни поются до сих пор, а такие как "Милая моя" или "Ты у меня одна" стали воистину народными. Визбор подарил нам целый новый жанр, он с Окуджавой, Высоцким, Галичем способствовал становлению и развитию авторской песни. Вкупе со своими великими современниками Визбор создал традицию, которую подхватили представители других поколений и понесли дальше.

Памяти Великого Мастера: шедевры Данелия продолжат восхищать не одно поколение >>

К сожалению, его жизнь омрачил недуг, у актера было слабое сердце. Несмотря на инфаркт, Визбор после выздоровления продолжает активную жизнь. В 1984 году, находясь в альпинистском лагере, он пишет свою последнюю песню "Цейская". Однако, самочувствие его ухудшается и по возвращению в Москву выясняется, что его настигла другая коварная болезнь - рак печени. В сентябре 1984 года великий советский бард скончался. Юрию Визбору шел 51-й год.


Главные темы

Орбита Sputnik