"Театр!.. Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?"
В первый раз эти потрясающие слова я услышал в 1967 году в фильме Георгия Натансона "Старшая сестра". Услышал из уст блистательной актрисы, которая исполняла главную роль в этом фильме и по воле сценария ее героиня начала сдавать вступительный экзамен в театральный вуз вместо своей провалившей испытание младшей сестры.
Монолог этой актрисы заворожил меня, девятилетнего мальчишку, который только знакомился с театром и страстные слова героини сотворили в моем внутреннем мире, в моем отношении к театру, значимый и трепетный поворот.
Прошло время, мальчик рос, повышалось его образование, и я узнал, что эти строки из критической статьи великого Виссариона Белинского, но это потом. А тогда, тогда именно этот персонаж фильма разбудил в мальчишке понятие, что театр — это не только развлечение.
Татьяна Доронина. Гениальная актриса двадцатого века. Потрясающе красивая женщина, обладающая невероятной энергетикой. Целая эпоха в истории советского кино и театра. Сегодня ей исполняется 85 лет.
Родилась она в Ленинграде в 1933 году, но своевременная эвакуация позволила ее семье избежать ужасов блокады. После войны семья вернулась в город на Неве, жизнь начала возвращаться в нормальное русло. Жили бедно, но весело, впрочем, как многие советские семьи того времени.
Таня неплохо училась и очень увлекалась самодеятельностью, обожала читать стихи. О безмерном таланте девчушки говорит тот факт, что в восьмом классе она втайне от всех поехала в Москву с целью поступления в Школу-студию МХАТ. Приемная комиссия была очарована и Таня могла быть зачислена, но тут оказалось, что она еще не окончила среднюю школу.
Через два года Таня вновь приехала в столицу и подала заявления в престижнейшие театральные вузы. И была везде принята! Но Доронина все же выбрала Школу-студию МХАТ, где училась в классе у великого актера Павла Массальского.
После того как она закончила свое образование, Доронина некоторое время работала в различных театрах страны, но ее талант не мог не заметить великий режиссер Георгий Товстоногов, который пригласил актрису в труппу Большого драматического театра Ленинграда. Она не разочаровала мэтра и после первых же ролей в театре и в особенности после блистательного воплощения на сцене образа Надежды Монаховой в спектакле "Варвары", Татьяна Доронина стала примой этого прославленного коллектива.
Труппа БДТ того времени была очень сильной, но даже среди своих великих коллег Доронина выделялась, публика ходила именно на нее, ей устраивала нескончаемые и бурные овации.
Надо признать тот факт, что Доронина первым делом, конечно же, актриса театральная, и в кино снималась относительно мало. В своих редких интервью она сама отмечала, что не очень жалует кинематограф. Тем не менее, все ее работы в кино были очень заметными и надолго запоминались поклонникам кинематографа СССР и не только.
Дебютировала Доронина в кино в 1955 году, когда еще училась в Школе-студии МХАТ. Она снялась в картине Михаила Калатозова "Первый эшелон", где сыграла роль Зои. После этого фильма все внимание актрисы было приковано к театру и вернулась она на экраны только после того, как стала одной из лучших театральных актрис страны.
Фильм "Старшая сестра", как я отметил выше, оказал на меня большое влияние. Но не только на меня. Вся страна говорила о перипетиях этой картины и восхищалась великолепной игрой актеров и в особенности блестящим исполнением роли Нади Татьяной Дорониной. В фильме были заняты великий Михаил Жаров, молодые, но безмерно талантливые Виталий Соломин, Наталья Тенякова, Леонид Куравлев. Но Татьяна Доронина была главной героиней не только по сценарию, но и по исполнению.
В первый раз именно в 1967 году она была признана "Советским экраном" лучшей актрисой года за исполнение роли Нади в "Старшей сестре".
Уже через год Доронина повторила свое достижение и стала лучшей актрисой страны 1968 года. Добилась она этого за великолепное исполнение главных ролей в фильме Татьяны Лиозновой "Три тополя на Плющихе" и в картине Георгия Натансона "Еще раз про любовь".
В этих двух фильмах она играла совершенно различных женщин и в обоих случаях сделала это потрясающе. В картине Лиозновой бесподобный актерский дуэт Доронина-Ефремов поразил любителей кино своей безграничной достоверностью и искренностью.
Доронина была так же великолепна в "Еще раз про любовь", где сыграла в паре с Александром Лазаревым. Органичность великой актрисы в роли стюардессы Наташи сделала этот фильм знаковым в истории советского кинематографа.
А тем временем, Доронина с блеском продолжала свою театральную карьеру. Вместе с огромным талантом у Дорониной все отмечали весьма сложный характер. Из-за него она оставила БДТ, не задержалась во МХАТе и перешла в театр имени Маяковского, где главным режиссером был большой мастер Андрей Гончаров. Она создала в этом театре множество незабываемых ролей.
В 1973 году она была признана лучшей киноактрисой года за роль в мелодраме режиссера Олега Бондарева "Мачеха". Фильм неплохой, но стал заметным явлением только благодаря тому, что там играла Доронина.
Актриса играла потом еще в нескольких фильмах, но все же в основном была занята театром.
В 1983 году Доронина вновь начала играть на сцене МХАТа. Но уже в 1987 году произошло нашумевшее разделение МХАТа на два коллектива. В итоге Олег Ефремов остался руководить МХАТом имени Чехова, а Татьяна Доронина стала художественным руководителем МХАТа имени Горького на Тверском бульваре, что и делает по сей день.
Татьяна Васильевна Доронина делала и делает очень много для своего театрального коллектива, на нее до сих пор ходит зритель, который каждый раз наслаждается ее безмерным талантом. К сожалению, Доронина уже давно перестала сниматься в кино, но того, что она сделала в кинематографе, вполне достаточно для того, чтобы с большой теплотой и восторгом вспоминать ее киношедевры. И на ее вопрос — любите ли вы театр, который она произносила в своем потрясающем монологе в фильме "Старшая сестра", многие благодарные зрители и сейчас могут ответить: "О, да, Татьяна Васильевна! Мы любим театр и вас в нем! Спасибо вам за все!".