22:16 23 Сентября 2021
Прямой эфир
  • USD1.7000
  • EUR1.9900
  • RUB0.0233
Колумнисты
Получить короткую ссылку
30223

Предпринимательство в Азербайджане очень молодо, 25 лет – очень маленький срок (в сравнении с западными странами) для формирования устойчивой базы бизнеса с накопленным опытом.

В последнее время как во всем мире, так и в нашей стране, часто говорят про кризис: кризис в экономике, политический кризис, финансовый кризис. Это слово довольно прочно вошло в наш лексикон и большинством людей воспринимается как негативное явление. Однако, есть и другая категория людей, настроенная довольно позитивно и считающая, что кризис — это чуть ли не лучшее время для начала чего-то нового.

Если обратиться к этимологии слова "кризис", то можно увидеть, что у этого слова исторически было очень много значений и изначально оно не имело негативного смысла: "Кризис (др.-греч. κρίσις — решение, поворотный пункт) – переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации."

Опыта недостаточно

Я склонен воспринимать кризис сквозь призму его изначального значения, так как последствия переходного состояния могут быть различными, как позитивными, так и негативными. Главное — правильно оценить ситуацию, во всяком случае, постараться сделать это.

Предпринимательство в Азербайджане очень молодо, так как страна перешла в режим рыночной экономики всего каких-то 25 лет назад, сразу после развала СССР. И это очень маленький срок (в сравнении с западными странами, живущими не первый век в условиях рыночной экономики) для формирования устойчивой базы предпринимательства с накопленным опытом.

Как человек с опытом работы более 16 лет в различных направлениях финансирования предпринимательства, могу сказать, что в большинстве случаев бизнесмены в Азербайджане развивали свой бизнес методом проб и ошибок. И это вполне закономерно, так как довольно сложно просто взять и переключиться с централизованной экономики на рыночную. Сложно прежде всего ментально. А если еще к этому прибавить отсутствие на рынке квалифицированных менеджеров с обязательным базовым академическим образованием, то картина становится еще более понятной.

Когда экономика рынка, на котором ведется бизнес, находится на подъеме, то негативное влияние ошибок на результаты деятельности в основном нивелируются за счет относительно высоких марж, вырабатывается некая "толстокожесть". Это, в свою очередь, может сыграть злую шутку с предпринимателями. Те просто со временем перестают замечать существенные огрехи в различных аспектах деятельности: в построении бизнес-процессов, в финансовом учете, в рациональности расходов, в кадровых вопросах и т.д. Высокая маржа покрывает все потери…

Везение не вечно

Все кардинально меняется, как только ухудшается экономическая ситуация на рынке и падает покупательная способность населения. Вот тут обнажаются все шероховатости того или иного бизнеса. Как правило, все начинается с того, что падают продажи. Снижение объемов продаж приводит, соответственно, к уменьшению ликвидных средств. Это, в свою очередь, создает трудности в обслуживании обязательств. Начинаются сокращения расходов, и как правило, через сокращение персонала. "Чистка штатов" сказывается на качестве и количестве продукции (услуг), что ведет к еще большему падению продаж и так далее. Образуется порочный круг.

Сегодня мы наблюдаем аналогичную ситуацию на нашем рынке. В связи с радикальным падением цен на нефть экономическая ситуация в стране, основные доходы которой все еще сильно завязаны на нефтедолларах, серьезно осложнилась. Это повлияло на курс национальной валюты, на бюджет страны, на доходы населения и на банковскую систему. Случился так называемый финансово-экономический кризис.

В поисках выхода

Продажи падают, а кредиты душат. Многие местные предприниматели оказались просто беспомощны перед такой ситуацией. И теперь можно очень часто наблюдать две крайности, к которым они прибегают: либо закрывают бизнес (в этом можно убедиться, обратив внимание хотя бы на количество коммерческой недвижимости, предлагаемой в аренду, причем в местах, где буквально год назад и рассчитывать было не на что), либо запредельно завышают цены.  Но ни то, ни другое в результате не ведет к улучшению дел как у самого предпринимателя, так и на рынке в целом.

В этой ситуации предпринимателям как никогда нужна квалифицированная помощь специалистов. Такого рода помощь даже имеет определенное название – "кризис менеджмент". Однако, до сих пор спрос на подобные услуги в Азербайджане не наблюдался: фактически, нам предстоит заниматься созданием почти "с нуля" нового сегмента консалтингового рынка. И процесс обещает быть интересным.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Теги:
Азербайджан, Кризис, Риск-менеджмент

Главные темы

Орбита Sputnik