Водители в Азербайджане нередко жалуются на качество бензина на автозаправочных станциях, при этом проблема так и остается нерешенной.
На днях заместитель главы Управления по связям с общественностью и организации мероприятий Государственной нефтяной компании АР (SOCAR) Ибрагим Ахмедов признался в беседе с журналистами, что на АЗС действительно нередко продают некачественный бензин.
По его словам, качество топлива в стране проверяется соответствующими госорганами, и во время очередных проверок АЗС был выявлен целый ряд несоответствий стандартам.
Нарушения связаны с хранением топлива, отметил Ахмедов: "Не исключено, что бензин разбавляется добавками. Производимый нашим заводом бензин марки AI-92 отвечает нормам и стандартам , принятым в Азербайджане".
Заявление представителя SOCAR было воспринято неоднозначно. Пользователи соцсетей потребовали обнародовать, в каких именно АЗС продается некачественный бензин.
Где продается разбавленный бензин?
SOCAR не контролирует качество топлива, продаваемого на АЗС, заявил в ответ на запрос Sputnik Азербайджан Ибрагим Ахмедов.
"Согласно предоставленной нам информации, на некоторых АЗС зафиксированы отклонения в качестве топлива, отличия от продукции, которую мы производим. Однако детали проверки нам не раскрывают. Мы можем только предположить, что это может быть из-за условий хранения бензина", - сказал он.
Ахмедов также сообщил, что топливо распределяется из единого центра на все АЗС, и в компании нет информации по поводу условий хранения топлива на каждой заправочной станции. При этом регулярная проверка качества топлива на АЗС со стороны SOCAR осуществляется по инициативе самой Госнефтекомпании.
SOCAR Petroleum выплачивает ежемесячную госпошлину за проверку качества топлива на заправочных станциях, которые она эксплуатирует, так как компания заинтересована в этом вопросе.
Обкрадывают нас и вредят экологии
Заправочные станции, разбавляя продаваемый бензин, не только обкрадывают водителей, но и наносят вред окружающей среде, сказал эксперт по вопросам транспорта Эльмаддин Мурадлы.
Водители заправляют автомобиль топливом, но не успевают немного проехать, как прибор показывает, что уровень бензина в машине резко упал, продолжает он. Добавки в бензин меняют его качество, топливо в двигателе быстро улетучивается.
По словам эксперта, резервуары на АЗС, в которых хранится бензин, необходимо периодически чистить: "На заправках не соблюдаются правила хранения бензина. Нужно чистить резервуары, для этого их надо освободить, оставить пустыми на несколько дней, чтобы их можно было очистить. Но все это сказывается на доходах автозаправочных станций, потому осадки в резервуарах не очищаются".
Заправочные станции, разбавляя бензин, сокращают его фактический объем, то есть обманывают клиентов, подчеркивает Мурадлы. С другой стороны, разбавленный бензин портит автомобили: "Подобные действия – преступление. Правоохранительные органы должны всерьез взяться за продажу АЗС некачественного бензина, расследовать и привлечь их руководителей к ответственности".
Водители имеют право знать
Эксперт по вопросам транспорта Эльданиз Джафаров сказал в беседе со Sputnik, что бензин высокого качества - AI-95, в Азербайджан импортируется. При этом примерно 90% потребления бензина в стране приходится на топливо марки AI-92, которое производится в Азербайджане.
Заявление представителя SOCAR только подтвердило правоту водителей, продолжает Джафаров, указывая, что поэтому госструктуры, которые определяют стандарты и проводят проверки, должны обнародовать результаты. Водители также должны знать, какими добавками разбавляют бензин, и какие заправки этим занимаются. Из-за некачественного топлива автомобили приходят в негодность, что провоцирует ДТП на дорогах, сказал эксперт.
Постоянные жалобы
Председатель Союза свободных потребителей Эйюб Гусейнов сказал Sputnik Азербайджан, что жалобы на АЗС к правозащитникам поступают несколько раз в неделю. Основные претензии связаны с недостаточным объемом заливаемого бензина и его невысоким качеством. По словам Гусейнова, в настоящее время в Азербайджане нет частных лабораторий по проверке состава топлива: "Если гражданин недоволен топливом на АЗС, он может проверить его только через госэкспертизу. У нас есть возможность проверить состав топлива в зарубежных странах. Но наши суды не принимают результаты зарубежных проверок и частных лабораторий".
Госслужба опровергает SOCAR
Государственная служба по антимонопольному контролю и надзору за потребительским рынком при министерстве экономики сообщила в ответ на запрос Sputnik Азербайджан, что лаборатория по проверке нефти, газа и нефтехимических продуктов Азербайджанского института стандартизации, являющегося дочерней структурой службы, регулярно отбирает пробы топлива на АЗС SOCAR Petroleum для тестирования.
Испытания проводятся для проверки качества топлива на соответствие требованиям государственных стандартов.
В течение этого года в пробах дизельного топлива, бензина марок АI-92, АI-95 и АI-98 с различных АЗС, принадлежащих ЗАО SOCAR Petroleum, дефектов или добавок не обнаружено.
Водители предпочитают проверенные заправки
Несмотря на заявление госструктуры, что проверки не выявили недостатков, водители все же утверждают обратное. И нередко заправляются в проверенных автозаправках.
Как рассказала Sputnik Азербайджан автовладелец из Баку Фахрия Кязимова, относительно качественное топливо в столице можно найти на двух действующих АЗС: "Для того, чтобы заправить машину, я выбираю не ближайшую заправочную станцию, а ту, где продают качественный бензин. В некоторых заправках не только продают некачественное топливо, но и обманывают в объемах".
Остается добавить, что в начале текущего года заместитель начальника Госслужбы по антимонопольной политике и надзору за потребительским рынком Мамед Аббасбейли на онлайн-конференции по итогам 2020 года признал существование проблем с качеством бензина.
В прошлом году в Азербайджане на 36 АЗС прошли мониторинги качества топлива. На большинстве заправок наблюдались отклонения, и поступившие жалобы граждан находили свое подтверждение, сказал он.
Аббасбейли также добавил, что ведется разработка стандарта качества топлива. Он охватывает весь процесс - от производства до доставки потребителю. "В настоящее время вопрос стандарта находится на финальной стадии согласования, и мы надеемся, что после его внедрения эти проблемы будут устранены", - сказал Аббасбейли.