БАКУ, 12 ноя — Sputnik. Наступление холодов снова возвращает к проблеме отопления, вернее, его полного отсутствия у некоторых жителей столицы.
В настоящее время все еще остаются многоквартирные дома, жильцы которых годами живут без нормального центрального отопления. И нередко подобная ситуация становится результатом действий самих же жильцов, а также бездействия ответственной структуры.
Так произошло в многоэтажном доме по проспекту Гянджа в Хатаинском районе. В одном из подъездов 10-блочного девятиэтажного дома "инициативный" жилец перерезал отопительную трубу в своей квартире, лишив таким образом соседей возможности получать тепло.
Одна из них – Махлига Балыева, рассказала Sputnik Азербайджан, что тепло в ее квартиру не подается с 1991 года. По ее словам, жильцы не раз обращались по этому вопросу в ОАО Azəristiliktəchizat, но там отвечают, что проблему с линиями теплоподачи внутри квартир жильцы должны решать самостоятельно.
"Нам говорят - заставьте соседа отремонтировать трубу, если он отказывается, подавайте в суд. Но этот сосед уже давно не живет в своей квартире, переехал за границу. И где нам теперь его найти, чтобы подать на него в суд", - недоумевает Балыева.
Аналогичная проблема - и у жильцов дома по улице Вунг Тау в том же Хатаинском районе. Здесь часть жильцов отпилили и перекрыли отопительные трубы во время ремонта своей квартиры, лишив тем самым своих соседей возможности получать тепло.
Как рассказала Sputnik Азербайджан Елена Старостина, проблема остается годами нерешенной: "Нам говорят, что линии теплоподачи в квартирах жильцы должны ремонтировать сами. Но соседи не собираются восстанавливать перекрытые ими же трубы. В Azəristiliktəchizat советуют в таких случаях коллективно подать на соседа в суд. Однако не все готовы пойти на такой радикальный шаг: как можно подать в суд на человека, с которым годами живешь в одном подъезде? Неужели нет иного пути решения проблемы?"
Стоит добавить, что многие, не найдя другого выхода, устанавливают в своих квартирах отопительную систему комби. Но позволить себе ее может не каждый. Нередко зимой жильцы вынуждены ставить обогреватель в одной комнате, куда и собирается вся семья.
Решайте сами
Ведомство в курсе упомянутых выше проблем, сказал Sputnik Азербайджан начальник отдела абонентской службы ОАО Azəristiliktəchizat Рафик Алиев: "Да, в доме по проспекту Гянджа, 27 существует проблема с подачей тепла, но она с нами не связана. Один из жильцов перекрыл отопительную трубу в своей квартире. Мы отвечаем за подачу тепла до подвала здания, проблемы в своих квартирах жильцы должны решать сами".
По его словам, если жилец перерезал или каким-то образом повредил отопительные трубы в своей квартире, восстанавливать все он тоже должен сам. В противном случае соседи могут коллективно подать на него жалобу в суд, сказал Алиев, добавив, что другого пути решения проблемы не существует.
В домах, построенных в советское время, подача тепла по-другому невозможна, потому что оно поступает из подвала и проходит по трубам через все квартиры. В новых зданиях подобной проблемы нет, так как подача тепла в квартиры происходит автономно, отметил чиновник.
Структура себя уже изжила
Эксперт по коммунальным вопросам Союза свободных потребителей Нусрет Гасымов считает неверным дистанцирование Azəristiliktəchizat от этой проблемы.
Он утверждает, что задача ОАО не заключается только в подведении тепла до подвалов многоэтажных зданий. Тепло надо раздавать абонентам.
"Удивительно, но ведомство не беспокоит тот факт, что целый подъезд остался без тепла из-за того, что кто-то перекрыл отопительную трубу в своей квартире. Они перекладывают ответственность на абонента. Но в нашей азербайджанской реальности очевидно, что никто не станет подавать в суд на своего соседа. У нашего народа существуют свои традиции, связанные с добрым соседством, и пословица у нас есть, что "близкий сосед лучше дальнего родственника". Так что в такой ситуации Azəristiliktəchizat должен найти решение проблемы", - уверен он.
Вообще, полагает эксперт, пришло время ликвидировать ОАО Azəristiliktəchizat. И сама структура, и старая система отопления домов достались нам от советских времен.
Ежегодно из-за задолженности ОАО Azəristiliktəchizat за электроэнергию, природный газ и воду, абоненты в зимнее время остаются без тепла, продолжает он. К тому же большинство котельных ОАО - старые и расположены далеко от жилых домов. Тепло остывает, не добравшись до зданий.
ОАО Azəristiliktəchizat следует повышать температуру нагрева по мере охлаждения воздуха. Но как бы ни было холодно на улице, температура подаваемой в отопительные трубы воды не повышается. Тем самым, в холода люди вынуждены, получая отопление, включать еще и электрические обогреватели. А в конце каждого месяца ОАО Azəristiliktəchizat требует за некачественное отопление с абонентов плату, что нередко приводит и к конфликтам между ними.
Абоненты отказываются платить ежемесячно за некачественное обслуживание, или в лучшем случае запаздывают с оплатой, продолжает эксперт. В результате Azəristiliktəchizat само задерживает оплату за воду, газ и электричество, что, в свою очередь, приводит к конфликтам между коммунальными службами – Azəristiliktəchizat, Azərsu, Azərnerji и Azərigaz. И даже выделение ежегодных дотаций для Azəristiliktəchizat не помогают, а страдают в итоге рядовые потребители, заключил Гасымов.
Остается добавить, что тарифы на услуги, предоставляемые Azəristiliktəchizat, регулируются Тарифным (Ценовым) советом. В настоящее время в жилых домах оплата за подаваемое в квартиры тепло рассчитывается по тарифу 15 гяпиков за квадратный метр квартиры, для категории не население - 25 гяпиков за кубометр горячей воды в месяц.
Следует отметить, что Стратегическая дорожная карта развития коммунальных услуг (электричество и тепло, вода и газ) в Азербайджане была утверждена указом Президента Азербайджана от 6 декабря 2016 года. Дорожная карта охватывает стратегическое видение до 2020 года, долгосрочное видение на период до 2025 года и целевое видение на период после 2025 года.