На конференции по климату COP26 в Глазго мировые лидеры вновь озвучили свое беспокойство по поводу выброса углерода в атмосферу и обсудили пути снижения углеродного следа. Лидеры, как обычно, призвали инвестировать в возобновляемые источники энергии и тем самым увеличить долю ВИЭ в энергопроизводстве.
Крупнейшие потребители энергоносителей, такие как Индия и Китай, также рассказали о своих планах по достижению нулевого уровня выброса углерода. Так, Индия обещала к 2030 году довести объем энергетических мощностей из неископаемых ресурсов до 500 ГВт. Премьер-министр страны Нарендра Моди рассказал также, что к указанному сроку Индия начнет на 50% удовлетворять энергетические потребности за счет возобновляемых источников энергии.
Китай также заявил, что готов ускорить переход на ВИЭ. Председатель КНР Си Цзиньпин в обращении к конференции заверил, что его страна будет скорее содействовать "зеленой", низкоуглеродной экономике, развивая в стране использование возобновляемых источников энергии.
По словам китайского лидера, КНР разрабатывает планы действий для таких ключевых сфер, как энергетика, промышленность, строительство и транспорт.
Почему словам не стоить верить
Обещания Китая о снижении выбросов и переходе на "зеленую энергию" мир слышал уже много раз. Пекин уже более десяти лет периодически объявляет об установлении рекордного количества мощностей ВИЭ и крупных инвестициях в "зеленую энергию". Однако статистика говорит об обратном. Из-за растущих цен и спроса на добываемые энергоносители власти Китая в августе приняли решение возобновить добычу угля на шахтах, которые находятся в северных провинциях и которые были закрыты в рамках плана по энергопереходу.
Так, в Национальной комиссии по развитию и реформам решили возобновить работы на 15 угольных шахтах на севере страны, поставки с которых достигнут примерно 110 миллионов тонн в год.
Такое решение было принято правительством из-за значительного роста потребления энергетического угля в 2021 году - на треть по сравнению с прошлым годом - все по той же причине: высокие цены на нефть и газ.
Китай также развивает производство угля за рубежом. Несмотря на заявление председателя КНР на заседании Генассамблеи ООН о решении больше не строить новые угольные станции в других странах, страна все еще расширяет и географию, и объемы строительства угольных электростанций.
Согласно данным Международного института зеленых финансов (IIGF), более 70% всех строящихся в мире угольных электростанций так или иначе инвестируются из Китая. Кроме того, согласно данным IIGF, несмотря на обещания КНР увеличить долю ВИЭ в производстве энергии до 75% к 2050 году, сегодня движущей силой экономики страны по-прежнему является угольная энергетика. В 2020 году уголь составлял 56,8% внутренней энергетической структуры Китая.
Только за 2020 год в самом Китае построили в три раза больше угольных электростанций, чем во всем остальном мире - 38,4 ГВт новых мощностей.
Индия повышает импорт угля
То же касается и Индии. Рассказывая о планах перехода на "зеленую энергию", власти одной из крупнейших экономик мира расширяют производство и импорт энергетического угля.
Так, Индия в прошлом месяце договорилась о поставках из России до 40 миллионов тонн коксующегося угля в год. Это один из шагов в рамках плана по увеличению импорта угля, дефицит которого привел в Индии к перебоям в электроэнергии с осени текущего года. По данным федерального сетевого оператора, более половины из 135 электростанций Индии, работающих на угле, обеспечивают около 70% электроэнергии страны.
В целом, ввиду того, что потребление угля в Индии существенно превышает его собственное производство, недостающий объем страна восполняет за счет поставок. Импорт угля Индией растет из года в год – в 2019 году в эту страну было ввезено 249 миллионов тонн, что на 10,8% больше, чем в 2018 году.
По данным Института энергетических исследований Российской академии наук, в период как минимум до 2025 года Индия останется основным драйвером роста добычи угля в мире, где этот энергоресурс в ближайшие годы, вероятно, останется одним из основных видов топлива, на основе которого будет выработано около 62% всей электроэнергии в стране.
Цены на уголь растут
Тем временем, цены на уголь на фоне общего подорожания энергоресурсов также показывают стабильный рост. Фьючерсный контракт на уголь в Европе на 1 октября достиг исторического максимума – 234 доллара за одну тонну. В целом с начала 2021 года цена на уголь выросла более чем втрое.
Растущие цены на энергоносители заставили вернуться к использованию угля даже ведущие европейские страны, которые, как известно, всегда вели борьбу за переход на "зеленую энергию". Так, о возобновлении использования угольной ТЭС заявила Великобритания – власти запустили старую законсервированную ТЭС West Burton A, работающую на угле. Причиной такого решения стали рекордные цены на газ.
Таким образом, высокие цены на энергоносители, которые, как ожидаются, сохранятся и в следующем году, а также быстрое восстановление крупнейших экономик мира ставит под вопрос план по сокращению выбросов углерода и переходу к "зеленой энергии".
Глобальный энергопереход, несмотря на его пиар по всему миру, скорее всего, придется отложить по факту растущего спроса на энергоресурсы и восстановление объемов производства. И сколько бы крупнейшие экономики мира не говорили о своих планах перейти к нулевому выбросу углерода, налицо факт невозможности отказа от ископаемых источников энергии.