На фоне все еще напряженных отношений Ирана с Саудовской Аравией, Армения меняет "маршрут партнерства" и бежит в объятия Эр-Рияда.
Президент Армении Армен Саркисян совершил свой первый и долгожданный для Еревана визит в Саудовскую Аравию. Несмотря на то, что Саркисяна не стал принимать король Саудовской Аравии и ему пришлось ограничиться встречей с наследным принцем королевства, этот визит можно назвать историческим для Еревана.
С момента объявления своей независимости Республика Армения не была признана Саудовской Аравией, и никаких торговых, политических или дипломатических отношений между странами не устанавливалось. Причиной этому была позиция Эр-Рияда, осуждающего оккупацию Арменией азербайджанских территорий и не желающего никаких отношений с оккупационным режимом.
Власти саудовского королевства не раз открыто заявляли о своей позиции в этом вопросе, о поддержке Баку, напоминая, что пока Армения не уйдет с азербайджанских земель, никаких отношений между Ереваном и Эр-Риядом быть не может. И только спустя почти год после того, как Азербайджан вернул свои территории в ходе второй Карабахской войны, Эр-Рияд подпустил Ереван к своему двору.
Что скажет Тегеран на заигрывания Еревана с Эр-Риядом?
На протяжении нескольких десятилетий оккупационной политики, проводимой Арменией, Иран фактически был чуть ли не единственным ее экономическим партнером в регионе. Тегеран помогал Еревану и нефтепродуктами, и инвестициями в стагнирующую армянскую экономику, и поставками газа. Однако сейчас, когда экономическая ситуация в самом Иране находится в плачевном состоянии, Армения решила воспользоваться подвернувшимся ей шансом и установить отношения с нефтедолларовым королевством.
Понять Ереван можно, ведь данные по экономике Ирана на сегодняшний день неутешительные. Так, согласно статистике Всемирного банка, низкая экономическая активность (частично из-за санкций США), низкие доходы от нефти и более высокие текущие расходы, связанные с COVID-19, увеличили бюджетный дефицит в ИРИ, что привело к значительному инфляционному давлению и обесцениванию иранского риала.
Более того, согласно прогнозам Международного валютного фонда, высокий уровень безработицы в Иране будет расти еще больше, учитывая экономические трудности страны. Ожидается, что по итогам 2021 года около 12,4% иранцев будут безработными.
В такой ситуации, даже несмотря на обещания Тегерана построить в Армении новую дорогу, армянские власти, постоянно находящиеся в поиске более щедрого донора, задумались об инвестициях, которые потекли бы в страну в случае установления отношений с Саудовской Аравией.
Иран и Саудовская Аравия никак не могут помириться
Напомним, Иран и Саудовская Аравия с апреля 2021 года ведут переговоры по нормализации отношений, которые, судя по всему, ни к чему существенному пока не привели. Две недели назад стало известно, что страны договорились о совместном открытии консульств. При этом, по заявлениям иранской стороны, а в частности министра иностранных дел Амира Абдоллахияна, переговоры между странами идут успешно.
Эти высказывания главы МИД Ирана могли бы дать надежду на потепление отношений двух стран, если бы не мгновенная реакция Эр-Рияда на высказывания иранских чиновников. Официальные лица королевства сразу же опровергли слова о нормализации отношений с Ираном, заявив, что прежде чем говорить о какой-то оттепели в ирано-саудовских отношениях, стороны должны решить ряд вопросов, включая конфликт в Йемене, и Тегерану необходимо сначала убедить Эр-Рияд в искренности своих намерений.
Ведь основная проблема, которая вызвала ухудшение отношений между исламской республикой и саудовским королевством - хуситы Йемена - так и не решена. Ранее официальные лица Ирана обещали решить проблему хуситов с их угрозами в сторону Саудовской Аравии, однако недавний очередной обстрел международного аэропорта в саудовском городе Абха показал, что хуситы вовсе не намерены складывать оружие и обещания Ирана ничего не стоят.
Учитывая то, что конфликт с хуситами, которому уже 20 лет и который является основным камнем преткновения в ирано-саудовских отношениях, не решится в ближайшие годы, отношения Тегерана и Эр-Рияда вряд ли восстановятся.
Тем более что Саудовская Аравия уже открыто говорит о своих контактах с Израилем - заклятым врагом Ирана - и даже открыла свое воздушное пространство для израильских самолетов.
Таким образом, после того как азербайджанские земли вернулись к своим истинным хозяевам, у Армении появился шанс установить отношения с нефтедолларовым саудовским королевством.
Но при этом неизвестно, как отреагирует на такое сближение официальный Тегеран. И непонятно, что же в итоге выберет Ереван – долларовые инвестиции от короля или преданность многолетней дружбе с аятоллой.