Ливия, некогда крупнейший производитель нефти и газа, после целой декады войны заняла второстепенную роль на мировой энергетической сцене – месторождения закрыты, нефтеперерабатывающие заводы разрушены, инфраструктура разворована и разгромлена. Однако с января 2020 года, когда конфликтующие стороны пришли к миру и создали единое правительство, страна начала восстанавливать производство нефти и планирует вернуться к довоенным показателям добычи уже к концу 2021 года.
Кроме разрушенной инфраструктуры и закрытых месторождений, в стране также существовала проблема с экспортом сырья. Из-за отсутствия централизованной власти в стране импортер ливийской нефти не знал, кому платить, что создавало ряд проблем.
Однако ситуация на сегодняшний день может улучшиться – временное единое правительство в Ливии справляется с обязанностями и выборы президента и парламентские выборы намечены уже на конец года. Кроме того, от конференции по ливийскому кризису, проходящей в Берлине, также ожидают положительного результата - на ней возможно достижение договоренности о президентских выборах и выводе иностранных наемников из страны.
Возвращение гигантов
На фоне улучшения ситуации в стране наблюдается возвращение иностранных нефтегазовых компаний в энергосектор Ливии. Так, "дочка" российского "Газпрома" Gazprom EP International вместе с немецкой Wintershall Dea еще в конце прошлого года возобновила добычу нефти в Ливии после десяти месяцев приостановки в связи с форс-мажором.
Кроме "Газпрома", в эту страну планирует вернуться и другая российская компания "Татнефть", где намерены в 2021 году завершить бурение скважин, которые были оставлены в связи с революцией в Ливии, и начать добычу. Делегация во главе с гендиректором компании Наилем Магановым посетила столицу Ливии для обсуждения возобновления деятельности компании на местных месторождениях.
Решение о возвращении российских компаний в Ливию стало результатом визита председателя временного единого правительства Абд Аль-Хамид Дбейбы в Москву, где он попросил восстановить деятельность российских компаний по контрактам, заключенным до 2011 года.
В Ливии ждут Азербайджан
Рассказывая журналистам про итоги визита в Азербайджан, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Анкара и Баку могут совместно осуществлять в Ливии проекты в нефтегазовой сфере.
"В настоящее время мы с Азербайджаном связаны проектами газопроводов TANAP и TAP. Вне этих проектов мы можем предпринять новые шаги. Что это может быть? К примеру, есть компания, связанная с TPAO (Türkiye Petrolleri Anonim Ortaklığı), совместно с которой так же, как мы сейчас взаимодействуем по проектам TANAP и TAP, мы с Ильхамом Алиевым можем действовать и в Ливии", - заявил Эрдоган в интервью турецким журналистам, добавив, что Азербайджан и Турция обладают богатыми знаниями и опытом, поэтому могут предпринять шаги и в области бурения.
На самом деле это не первое приглашение Азербайджана участвовать в энергетических проектах в Ливии. Еще в 2013 году министр труда и реабилитации Ливии Мухаммед Аль-Фитури Савалим во время визита в Азербайджан заявлял, что среди проектов, которые Азербайджан мог бы реализовать в Ливии, - проекты в сфере разведки, добычи и переработки нефти.
"В Ливии существует необходимость развития и модернизации нефтеперерабатывающих заводов, а также строительства новых НПЗ. Азербайджанские компании могли бы инвестировать в этот сектор", - отметил Савалим.
Годом ранее, в 2012 году, посол Азербайджана в Триполи Агасалим Шукюров на встрече с ливийским министром нефти и газа Абдуррахманом бин Язза заявлял о заинтересованности сооружения в Ливии за счет азербайджанских или же совместных инвестиций нефтеперерабатывающего завода, а также размещения автозаправочных станций (АЗС) под брендом SOCAR.
Дальше предложений дело не пошло – то ли у SOCAR оказались другие приоритетные проекты, то ли Азербайджан ждал полного восстановления стабильности в Ливии. Однако сейчас, когда мир в североафриканской стране установлен и нефтегазовый сектор медленно, но уверено восстанавливается, Азербайджан не останется в стороне от проектов в Ливии.
Тем более что у страны есть опыт инвестирования и строительства НПЗ в другой стране. SOCAR успешно реализовал подобный проект в турецком Измире - нефтеперерабатывающий завод STAR инвестиционной стоимостью 6,3 миллиарда долларов был введен в эксплуатацию в октябре 2018 года.
Мощность переработки НПЗ STAR составляет примерно 10 миллионов тонн в год и завод удовлетворяет около 25% спроса Турции на нефтепродукты. Он способен перерабатывать 214 тысяч баррелей сырой нефти в сутки.
НПЗ - приоритет для Ливии
На данный момент строительство нефтеперерабатывающего завода для Ливии в приоритете, так как страна по итогам 2020 года увеличила ввоз нефтепродуктов на 45% по сравнению с 2019 годом, импортировав 2,5 миллиона тонн бензина и других нефтепродуктов.
Причиной такого роста импорта переработанного сырья стало то, что существующие в стране НПЗ пришли в упадок и нуждаются в восстановлении и модернизации.
В стране имеется пять крупных НПЗ с общей мощностью переработки около 380 тысяч баррелей в сутки. Однако самый крупный НПЗ в городе Рас-Лануф, мощностью в 220 тысяч баррелей в сутки, не работает, а остальные четыре заняты менее чем на половину мощности, в целом не удовлетворяя даже части потребления нефтепродуктов в стране.
Азербайджан в разведке и добычи нефти в Ливии
Приглашая Азербайджан к энергосотрудничеству в Ливии, Эрдоган также отметил вопрос партнерства в разведке и добычи нефти. Учитывая то, что Турция сегодня один из важных игроков ливийского энергосектора, перед Азербайджаном может открыться новая эра деятельности в Северной Африке.
Еще до начала войны в Ливии у Турции был заключен договор с джамахирией о разработке месторождений нефти в таких провинциях, как Сиирт и Сабха, а также в нефтегазовых бассейнах Гадамес (на западе страны) и Мурзук (на юге).
Согласно источникам в турецкой нефтекомпании TPAO, она вела разведку в целом на 11 месторождениях в Ливии, и на семи из них были обнаружены запасы нефти. На разведку было потрачено около 150 миллионов долларов, но работы были приостановлены из-за конфликта в стране.
Согласно турецким СМИ, Турция вернулась к своим проектам в Ливии и намерена и дальше расширить свое присутствие в нефтегазовой сфере страны. Рассчитывая на долгосрочную деятельность, Турция приглашает к сотрудничеству в Ливии и Азербайджан, понимая опыт и возможности ведения подобных работ Госнефтекомпанией Азербайджана в третьих странах.
Таким образом, сотрудничество Азербайджана и Турции в североафриканской стране открыло бы новые горизонты и географии перед SOCAR, которая нацелена на расширение своего присутствия за пределами Азербайджана и реализацию проектов в ряде стран.
Читайте также:
В ожидании мира - судьба Ливии решится на конференции в Берлине
Не успели помириться – как нефтепровод стал яблоком раздора между ОАЭ и Израилем
Поставки азербайджанского газа в Европу выходят на максимальную мощность
Был бы газ, а рынок найдется: откажется ли Турция от части азербайджанского газа?