В Израиле 14 апреля наступил 26-й день карантина, условия которого постоянно ужесточаются. Накануне вечером с очередным призывом к соблюдению нововведенных правил выступил премьер-министр Биньямин Нетаньяху.
В итоге до пятницы продлевается полный запрет на передвижение между городами, полностью остановлена работа общественного транспорта, продлен запрет на посещение друзей и родственников, а прогулки разрешены не далее чем на 100 метров от места проживания и на короткое время.
Впервые в истории
В Израиле сейчас в самом разгаре самый семейный праздник – Песах, на который, как правило, собирается вся родня: бабушки, дедушки, мамы и папы с детьми. Праздник сопровождается чтением пасхальной Агады - рассказа об Исходе из Египта и заповедях Песаха, а также песнями и праздничными угощениями.
Кроме этого, в ближайшие дни будет праздноваться еще и Мемуна – праздник марокканских евреев, который так же весело и шумно принято встречать за сладким столом не только с родней, но и с соседями.
Но в этом году не только впервые в истории современного Израиля, но и впервые за всю свою историю в целом, евреи не могут по-семейному отметить свой радостный праздник.
Почему правительство пошло на столь беспрецедентный шаг? Потому что рост заболеваемости коронавирусом в Израиле произошел месяц назад именно после массовых мероприятий во время праздника Пурим.
Кроме этого, Израиль - крупный туристический центр, а сами израильтяне просто обожают путешествовать по миру. Вот и получилось, что первый коронавирус в страну завезли туристы. Причем, как свои, так и чужие, в основном из Южной Кореи.
И после праздника Пурим, который проводился без особых ограничений и контроля, произошел массовый рост числа зараженных внутри Израиля от бесконтрольного общения, который страна расхлебывает по сей день.
Если до праздника прирост больных в Израиле шел на десятки в день, то затем он подскочил до сотни, а на сегодня выявлено уже более 11 тысяч зараженных.
Процент заболевших по отношению к общей численности населения – 0,12%. При этом умерло 115 человек, или около 1%, хотя это не самый плохой показатель в мире, но для такой страны как Израиль, это очень много. И хотя в основном умирают пожилые с различными заболеваниями, но все же среди жертв вируса есть молодые и здоровые.
Экономика на гране кризиса
Израиль несет огромные потери в экономике. Пандемия коронавируса очень сильно ударила по финансовому состоянию практически большинства граждан. До пандемии в стране числилось около четырех процентов безработных, а сейчас их более 25%.
С начала кризиса, вызванного пандемией, на учет в службе трудоустройства встали 946 тысяч израильтян. Таким образом, в общей сложности в службе зарегистрированы более миллиона человек. Около 88,7% из зарегистрировавшихся в последние полтора месяца были отправлены в неоплачиваемые отпуска, 6,9% - уволены.
Естественно, все это приведет к банкротству большинства предприятий как в частном, так и государственном секторе.
В первую очередь, сильно пострадали израильские авиаперевозчики "Эль Аль" и "Аркия". Причем, последняя уже заявила, что стоит на пороге ликвидации. Не в лучшем положении находится и гостиничное хозяйство, а также малый бизнес в сфере питания и развлечений. Естественно, банкротство этого слоя компаний приведет и к кризису в сопредельных отраслях.
Да, перед праздником Песах правительство попыталось немного облегчить положение граждан, приняв решение о денежных выплатах семьям с детьми и пенсионерам. Это порядка 150 долларов на каждого ребенка или пожилого человека.
Также был опубликован пакет мер, направленных на поддержание экономики в период кризиса общей стоимостью 69 миллиардов шекелей (еще 11 миллиардов шекелей пошли на нужды системы здравоохранения). Из этой суммы 17 миллиардов шекелей предназначены на выплату расширенного пособия по безработице наемным работникам. Несколько миллиардов шекелей пойдут на выплаты дотаций на детей, инвалидам, пожилым людям, получающим социальную надбавку, солдатам-одиночкам.
Министерство финансов также сообщило, что принято решение о дотации 650 тысяч индивидуальных предпринимателей и владельцев объектов малого бизнеса.
Однако, по подсчетам экономистов, потери от коронавируса предварительно оцениваются в 140 миллиардов шекелей.
Для преодоления кризиса была проведена внеплановая эмиссия государственных облигаций, номинированных в долларах США. В частности, впервые в своей истории Израиль эмитировал за границей государственные облигации со сроком погашения через 100 лет. В общей сложности на мировых рынках было мобилизовано пять миллиардов долларов.
Эмиссия является крупнейшей в истории страны. Спрос на облигации, достигший 25 миллиардов долларов, также является рекордным, ведь в ней приняли участие более 400 стратегических инвесторов, включая центральные банки и крупные пенсионные фонды почти из 40 стран.
Где самые большие проблемы?
Такая ситуация в истории Израиля происходит впервые. И хотя народ воспринимает большинство решений, принимаемых правительством, с пониманием, основные проблемы возникли в политической системе управления страной, в религиозных структурах, а также появился морально-экономический аспект.
Стоит отметить, что среди проживающих в Израиле евреев лишь около 20% относятся к религиозным, в том числе 9% - ультраортодоксальных. Эти несколько процентов практически исключены из светской жизни, из общей информации в стране и, к сожалению, из общего порядка.
Основная проблема возникла в населенных пунктах, где проживает ультраортодоксальное население. Из-за высокой плотности и несоблюдения правил карантина, когда люди скапливаются на молитвы в синагоги, ортодоксы составляют половину из всех зараженных. Поэтому еще несколько дней назад было принято решение полностью закрыть город Бней-Брак, также были закрыты несколько районов старого Иерусалима, где живет многочисленная община религиозных евреев.
Но пока из-за политических реалий и всевозможных поблажек это не дает результатов. Так как все эти меры принимались с задержкой и при полном попустительстве Минздрава страны.
Дело в том, что в Израиле правительство формируется демократическим путем из представителей партий, входящих в коалицию. При этом образованием претендентов или их опытом работы обычно никто не интересуется - лишь бы голосовал согласно коалиционной дисциплине.
Вот и получилось, что во главе Минздрава Израиля оказался представитель ультрарелигиозной партии, полностью подчиняющий свою жизнь, а за компанию и своего министерства, религиозному образу жизни.
Он категорически был против полной блокады основных районов заражения, потому что там проживают его избиратели, которые этим были недовольны, а то, что они заражают соседей из светских районов, так это "кара божья - за грехи"! В итоге, он и сам заболел, и теперь сидит на карантине дома.
Когда нужна жесткая рука
В условиях, когда лишь повсеместный жесткий контроль дает свои результаты, становится понятно, что позволить его себе могут лишь государства с четко выстроенной вертикалью власти – когда принятое решение мгновенно доводится до всех исполнителей и беспрекословно претворяется в жизнь.
Как показывает сегодняшняя практика, именно демократические режимы полностью проигрывают во время войн и эпидемий. Так как демократия позволяет иметь десяток мнений даже тогда, когда лишь один человек должен взять на себя осознанную ответственность за весь народ и навести порядок жесткой рукой, несмотря на чьи-то права.
Возник и практически сразу исчез из дебатов морально-экономический аспект эпидемии. Стоит ли жизнь десяти тысяч стариков и больных людей, то есть потенциальных жертв коронавируса, 35 миллиардов долларов США? Именно в такую сумму оцениваются потери израильской экономики (почти 10% от ВВП страны) при трехмесячном полном карантине, который якобы остановит распространение пандемии.
Если в стране еще полгода сохранится 25% безработных, то почти треть населения окажется за чертой прожиточного минимума, ниже которого человек считается находящимся за чертой бедности. А при таком раскладе смертность возрастет уже совершенно по другим причинам.
Стоит отметить, что подобные вопросы также дебатировались в ряде экономически развитых и демократических стран Европы, обсуждающих целесообразность спасения и так умирающих стариков ценой развала всей экономики страны. Но пока электоральные предпочтения берут верх над экономическими. Надолго ли?
В то же время, борьба с коронавирусом в Израиле сегодня идет с оглядкой на политический момент, ведь страна, в которой до сих пор переходное правительство, фактически стоит на пороге четвертых досрочных выборов, которые и провести-то нереально.
Одним словом, вся надежда сегодня только на израильскую медицину, которая пока показывает один из лучших примеров по борьбе с коронавирусом в мире.