Новости

Порт Анаклия: нужна ли Азербайджану грузинская мечта

Азербайджанский и грузинский эксперты рассказали, для чего нужен порт Анаклия и какую роль он может сыграть в регионе, если наконец будет построен.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

БАКУ, 24 окт — Sputnik, Александра Зуева. Порт Анаклия интересен Баку с точки зрения диверсификации маршрутов, но основной упор азербайджанская сторона все же делает на железную дорогу, сказал Sputnik Азербайджан экономист Ильгар Велизаде.

Эксперт: ненефтяной сектор – основа нового облика национальной экономики

Власти Грузии в середине октября вновь решили дать "Консорциуму развития Анаклия" дополнительное время для подготовки всех необходимых условий для строительства первого глубоководного порта в стране.

"Консорциум развития Анаклия" осуществляет строительство первого глубоководного порта в Анаклия (регион Самегрело – Земо Сванети). Его основали грузинская компания TBC Holding и американская компания Conti International LLC, которая затем вышла из проекта. На сегодняшний день в консорциум также входят SSA Marine (США), British Wondernet Expres (Центральная Азия) и G-Star Ltd. (Болгария).

Пугающие теории

Идея строительства порта Анаклия зародилась еще в 2000-х годах. Прежние власти Грузии выступали за создание новой портовой инфраструктуры в Черном море ввиду чрезвычайной загруженности существующих портов в Поти и Батуми, напомнил Велизаде.

По задумке разработчиков, это должен быть современный и, главное, глубоководный порт, поскольку имеющаяся сегодня у Грузии портовая инфраструктура не в состоянии принимать многотоннажные суда, пояснил экономист.

"Однако, предполагается, что порт Анаклия может быть использован не только в торговых, но и, при необходимости, военных целях", - отметил собеседник Sputnik Азербайджан, напомнив, что масштабы строительства и смета этого проекта сразу же обратили на себя внимание внешних игроков, тем более, что сама Грузия обратилась за помощью к иностранным инвесторам.

В связи с этим, в СМИ на протяжении всех этих лет циркулировали различные теории о том, для каких целей строится порт Анаклия: особенно острыми они были после конфликта России и Грузии в 2008 году, напомнил Велизаде.

Баку и Тбилиси договариваются о едином тарифе по грузоперевозкам

"Но впоследствии, в связи с ежегодно увеличивающимися в регионе грузоперевозками, предположения стали более прагматичными", - отметил экономист.

Поскольку, параллельно со строительством порта, в этой географии формировались различные маршруты, и, в частности, Транскаспийский международный транспортный маршрут, стали обсуждаться уже варианты того, как можно использовать порт Анаклия в рамках этих маршрутов, пояснил собеседник Sputnik Азербайджан.

Иностранные инвесторы не поделили регион

В последние годы особый интерес к порту стал проявлять Китай, который заинтересован в целом во всей инфраструктуре в этом регионе. Интерес официального Пекина связан с реализацией срединного маршрута в рамках китайской инициативы "Один пояс – один путь", отметил Велизаде.

При этом экономист указал, что такой интерес китайской стороны вызвал недовольство американцев, которые настойчиво порекомендовали Грузии избегать этих контактов: в противном случае, денег от США на порт не будет.

"Одним словом, вокруг этого порта сталкиваются как геополитические интересы различных акторов, так и экономические", - сказал он, добавив, что главными заинтересованными сторонами в его строительстве являются Румыния, Украина и Болгария.

Что же до Баку, то он внимательно следит за ситуацией вокруг порта Анаклия. Но в свете развития маршрута Баку-Тбилиси-Карс, основной упор азербайджанская сторона делает все же на железную дорогу. Порт Анаклия же интересен Баку лишь с точки зрения диверсификации маршрутов, заключил собеседник Sputnik Азербайджан.

В Азербайджане объединились сразу четыре госструктуры

Когда в деле замешена политика

Руководитель Кавказского института стратегических исследований, аналитик Теймураз Туманишвили, в свою очередь, отметил, что порт Анаклия нужен сегодня не только Грузии, но и всему Южному Кавказу, а также, возможно, России и Центральной Азии.

Сейчас все упирается в поиски инвесторов. Процесс строительства тормозится в большей степени потому, что в этом вопросе замешана политика, пояснил эксперт.

"У этого глубоководного порта действительно большие перспективы, так как в остальные грузинские порты – Поти и Батуми – не могут заходить многотоннажные суда", - отметил собеседник Sputnik Азербайджан, добавив, что именно поэтому "Консорциум развития Анаклия" требует дополнительных гарантий, которых государства пока дать не может.

По его словам, в вопросе строительства порта сейчас все уперлось в политическое противостояние нынешних властей Грузии и грузинского бизнесмена Мамуки Хазарадзе (основатель компании TBC Holding, владеющей основным пакетом в "Консорциуме развития Анаклия").

Что покупателю хорошо, то фермеру плохо: дешевая фейхоа гниет в садах астаринского села >>

Как внутренние политические игроки, так и внешние в ряде стран, заинтересованных в развитии региона, а также в экономических и финансовых выгодах от этого, должны прийти к консенсусу в вопросе строительства порта, считает Туманишвили.

Президент Алиев - Шахину Мустафаеву: надеюсь, вы оправдаете мое доверие

Кавказский Люксембург положит конец панике

Порт Анаклия имеет большие перспективы в том числе и потому, что будет тесно связан с железной дорогой Баку-Тбилиси-Карс. А с учетом того, что российская сторона ранее заявляла о своем возможном подключении к Транскаспийскому международному транспортному маршруту, этот порт будет выгоден и России, полагает эксперт.

"Я уверен, что чем больше будет в нашем регионе таких национальных международных проектов, тем скорее можно будет разрешить имеющиеся застарелые конфликты", - подчеркнул он, добавив, что экономические и финансовые выгоды всегда диктуют решение различных политических проблем.

Что же до разговоров о использовании его в военных целях, то, по словам собеседника Sputnik Азербайджан, любой порт может быть подведен под военно-технические надобности.

Если Грузия в будущем сможет превратиться в своеобразный кавказский Люксембург, где будет сплетен клубок интересов, непосредственно завязанных на безопасности как в стране, так и в регионе, то разговоры о военном назначении порта Анаклия постепенно утихнут, считает Туманишвили.

Азербайджан добился прогресса в Глобальном индексе конкурентоспособности >>

А не останется ли проект проектом?

Отвечая на вопрос, какого развития ситуации ожидать, если инвестор в указанные сроки найден не будет, эксперт заметил, что грузинское государство взять все строительство на себя точно не сможет. При этом он не считает, что проект порта Анаклия может так и остаться проектом.

Китай отправил первый поезд в Европу по маршруту Баку-Тбилиси-Карс

"Скорее всего, решение этого вопроса будет отложено на некоторое время. Но в том, что проект порта Анаклия реален, нет никаких сомнений", - подчеркнул собеседник Sputnik Азербайджан.

Просто в вопросе этого строительства все упирается в политическую составляющую и должны быть расставлены некоторые точки над i. Когда решение определенных проблем затягивается, возникают такие проволочки, заключил Туманишвили.

История строительства порта Анаклия

Строительство первого глубоководного порта в Грузии началось в декабре 2017 года. В настоящее время ведутся работы по углублению дна.

Старт работы порта намечен на 2021 год.

Развитие порта будет осуществляться по девяти фазам. Первая фаза подразумевает, что после старта порт сможет принять в год 900 тысяч контейнеров. Это не значит, что в первый же год столько грузов поступит в порт, но это будет допустимым объемом, утверждают авторы проекта. Разрыв между первой и второй фазами будет в три-четыре года, а план следующих шагов будет разработан в ходе первой фазы.

Солнца всем не хватит: АЭС в Азербайджане решит вопрос дефицита энергии на десятилетия >>

После реализации первой и второй фаз порт Анаклия сможет принимать до 14 миллионов тонн грузов. По расчетам авторов проекта, это станет реально ближе к 2030 году. На осуществление всех девяти фаз понадобится более 50 лет, и к этому моменту порт, по прогнозам Консорциума, сможет принимать свыше 100 миллионов тонн грузов ежегодно.

Общая стоимость проекта составляет 2,5 миллиарда долларов США.