Наступление туристического сезона зачастую обостряет некие, доселе "законсервированные" проблемы мегаполиса. Обслуживание туристов на высоком уровне требует наличия качественных сервисных служб, особенно приличных такси, работающих на уровне мировых стандартов.
Звоним в службу по вызову такси, и машина появляется через пять-семь минут
Казалось бы, чего-чего, а вот такси и таксистов в Баку предостаточно. На каждом шагу, в тени деревьев, около большого скопления людей терпеливо ждут клиентов водители такси. А появившиеся в последние годы сервисные службы вызова такси облегчили до простого проезд в любую точку столицы.
Не надо никого искать, что-то объяснять, вести торговлю по цене, все детально известно. Звоним в службу по вызову такси, точно указываем местонахождение и пункт прибытия, и все. Вам сразу же определяют цену, а машина появляется на горизонте через пять-семь минут. Учитывая летнюю жару, можно даже заказать просторную машину с кондиционером. Если нужен автомобиль какого-то определенного цвета, и это не проблема. Одним словом, очень удобно.
Например, в советское время о подобных услугах можно было лишь мечтать. Конечно, вызвать по телефону такси можно было и тогда, служба заказа работала неплохо. Но не было таких быстрых технологий, по городскому телефону порой невозможно было дозвониться до диспетчерской, и свободных такси могло не оказаться рядом. Ведь такси, работающие по заказу, должны были быть снабжены специальными устройствами для приема звука на расстоянии, так называемыми радиоуправляемыми телефонами. Такими телефонами были снабжены не все авто.
Нет никаких особенностей, позволяющих женщинам водить лучше мужчин - эксперт >>
Таксисты того времени были самыми уважаемыми людьми в городе. Каждый хотел иметь в друзьях или окружении знакомого таксиста. Например, в Москве таксистов уважительно называли "шефами" при обращении. А в некоторых городах СССР, где остро ощущалась нехватка транспорта, таксист практически до отказа наполнял машину пассажирами, если кто вышел, то это место автоматически занимал кто-нибудь по пути.
Мобильная связь здорово облегчила работу частного извоза
В Азербайджане в период после развала Союза централизованная система такси быстро развалилась. Старые ГАЗ-24 пришли в негодность, таксопарки перестали существовать. Их место быстро заняли ушлые водители частных автомобилей. В условиях безработицы частный извоз стал чуть ли не единственным полем для проявления бизнес-активности для многих бывших работников обанкротившихся государственных предприятий страны.
При этом новые технологии здорово помогли новоиспеченным таксистам. Теперь достаточно было набрать определенную клиентуру, раздать им номер мобильного телефона и ждать заказов. Не нужно простаивать и крутиться по всему городу в поисках клиентов. Мобильная связь здорово облегчила работу таксистов.
По мере совершенствования технологий улучшалась и сфера сопутствующего сервиса в сфере перевозок. Система Uber и схожие по структуре сильно повлияли на рынок пассажироперевозок. Возникла очень простая система: если ты имеешь автомобиль, водительские права, как минимум год опыта вождения за рулем, то можешь подключиться к данным системам.
Заработать на кусок хлеба: как инвалид управляет автомобилем без ног >>
Заключая договор с компанией, такой водитель соглашается, что приняв заказ, обязуется доставить клиента из указанной точки до пункта назначения. Цена оговаривается заранее, и при этом водитель априори согласен с указанной суммой. Таксист со своим автомобилем постоянно должен обновлять свой баланс, так как за каждый принятый заказ система автоматически снимает некий процент. И так целый день.
Вас найдут по системе GPS или при помощи WhatsApp
Нужда в поиске клиента пропала, этой работой теперь занимается сервисная служба, а водителю остается лишь ехать по указанному адресу. Создание подобных структур сильно снизило цены на услуги такси внутри Баку. К таким сервисам подключилось очень много машин, жаждущих подзаработать, а завышать цену не получится. Если в советское время частник или таксист больше заботился о сохранности собственной машины, брал баснословные деньги за перевоз пассажира, то в наше время вдруг появилось иное чувство: машина - это просто куча металла, важен не автомобиль, а сам человек.
Люди стали во главу процесса: не понравился сервис, можно позвонить и пожаловаться. Не прислали нужную машину - можно снова пожаловаться и вам пошлют другую. Ждать и объясняться нужно меньше. Вас найдут по системе GPS или при помощи WhatsApp. Главное - клиент и его капризы, а машины с водителями отошли на второй план. Несколько жалоб на неадекватное поведение, и можно оказаться в черном списке. Казалось бы, благодать, но проблемы все же существуют.
"Лондонские" такси так и не стали популярными среди населения
Какие-то преимущества старой системы все же существовали. Это была централизованная система со своей ответственностью за автомобиль и жизнь пассажира. В случае аварии или иных проблем было с кого спросить. С другой стороны, у таких таксопарков был свой персонал, занимавшийся ремонтом и обслуживанием машин. Авто постоянно проходили техосмотр, а водители вынужденно посещали медкомиссию, как минимум один раз в год. Во всех такси существовали счетчики и пассажир наглядно видел километраж и сумму, которую надо было заплатить.
Опрятный вид и единый тариф: такси Баку ждет общий для всех стандарт >>
Таксистов в свое время специально готовили, обучали по полной программе. Эти были профессионалы высокого класса. Они могли быстро сориентироваться в любой экстренной ситуации.
Городские власти Баку несколько раз пытались воссоздать нечто похожее на старые таксопарки с их системой ответственности и обслуживания автомобилей. Даже завезли так называемые "лондонские" такси, но те так и не стали популярными среди населения. Они не очень удобные, часто используются не по назначению, скажем, на пригородных путях таксисты вместо четырех положенных пассажиров могут взять "на борт" вдвое больше. Даже на переднее сиденье ставят табуреты и везут людей по одному манату.
Конечно, "лондонские" такси зачастую работают на престижных линиях, с отелями и ресторанами, везут иностранцев из аэропорта. Но в целом их маловато и назвать их массовым явлением нельзя.
Любое крупное событие парализует службы вызова такси
Правда, Бакинское транспортное агентство все еще не потеряло надежду внедрить новые требования Кабинета министров по организации услуг такси в столице. Во многих крупных городах мира существует единая форма для водителей и единый тариф в черте города. Определенный цвет, обычно желтый, автомобиля и высокий уровень профессиональной подготовки таксистов давно практикуются.
В Азербайджане всего этого нет ввиду повсеместного распространения новых технологий на рынке. Безопасность пассажиров и единая форма мало интересуют новые сервисные службы такси столицы. Им важнее принять заказ и направить туда свободный автомобиль.
Несмотря на явные преимущества новых служб - в виде цены и быстрого реагирования - проблемы также имеют место быть. Вызывая такси, клиент зачастую не знает, какую именно машину направят в его адрес. Автомобиль может быть старым, не очень исправным, некомфортным. Иногда водители проявляют дилетантство по части знания улиц города, могут поехать не той дорогой, сломаться на полпути.
Водитель бакинского такси разочаровал грабителей >>
Зачастую из-за пробок быстро реагировать на заказ не получается. В часы пик или же по иным причинам приходится очень долго ждать появления такси. Любое более или менее крупное событие быстро парализует службы вызова, как это было в случае с аварией на ТЭС "Азербайджан" в июле 2018 года. Спортивные мероприятия, поток туристов, "последний звонок" и все такое сразу выводят наружу проблемы виртуальных систем. Не имея никакой ответственности перед этими службами, "таксисты" предпочитают не отвечать на их заказы и повышают цены на свои услуги до заоблачных.
На самом деле на работу такси серьезно влияют иные факторы, тормозящие работу БТА. Прежде всего, общественный транспорт работает из рук вон плохо, а многие частники решают проблему перевоза людей вместо автобусов.
Скажем, в час пик в районе метро "Кероглу" сесть на автобусы не получается из-за их катастрофической нехватки, народ валит на дорогу в попытке уехать домой на попутной машине за один манат. Запретить это невозможно, так как альтернатив нет. Если в поселок Мамедли идет один маршрут и на него даже невозможно сесть в начале пути, то не попавшие в автобус люди вынужденно будут ловить попутку. Альтернативных такси небольших маршруток нет, поэтому люди едут на любой машине без разбору.
Новая технология может свести на нет любые усилия
На внутреннем рынке, безусловно, нужно создавать устойчивые системы по сервису такси, с единым тарифом, профессиональными водителями, ремонтом и обслуживанием машин. Эти сервисы нужны прежде всего для достойного обслуживания туристов и гостей страны. И автомобили надо закупать, и водителей готовить, и создавать единые стандарты и нормы для всех такси.
Такси в Баку получат новые стоянки, но не каждый водитель сможет туда попасть >>
Со временем они заменили бы собой разнобойные сервисные службы. Пока же нужно, пожалуй, ввести ежегодное медицинское обследование для всех служб такси. Ведь никто не знает, кто сидит за рулем автомобиля, который ожидает нас около нашего подъезда? Это могут быть неадекватные люди с нарушенной психикой. Медицинское освидетельствование должно стать главным условием для работы таксиста. Нет бумажки - значит, долой.
Получится ли навести порядок на стихийном рынке услуг такси? Неизвестно, так как действия, предпринятые сегодня, могут оказаться бесполезными в условиях очередной смены технологий. Новая технология может свести на нет любые усилия.
Но одно ясно точно: население Баку и туристы столицы хотят комфортных условий для передвижения в черте города. Того же требует современный ритм жизни: быстрого реагирования на вызовы времени.