Кямаля Алиева
Народная артистка России, лауреат международных конкурсов вокалистов, профессор вокальной кафедры Московской консерватории Лариса Рудакова по приглашению руководства Азербайджанского театра оперы и балета провела мастер-класс Баку для азербайджанских коллег. Будучи в Баку, оперная певица с удовольствием согласилась на интервью со Sputnik Азербайджан.
- Лариса Борисовна, вы были в нашем городе много лет назад, какое впечатление на вас произвел новый Баку?
- Я была в Баку больше десяти лет назад. Выступала тут с концертами, но, признаюсь честно, не знаю, где именно они проходили. Задача артиста - всегда вовремя прилететь, выйти на сцену и спеть. А город мы обычно видим только по дороге, - когда едем в машине, рассматриваем его. В основном мы видим только гостиницу и площадку, где выступаем.
Баку – красивейший город, здесь необыкновенные проспекты, бульвар, улицы. Хочется сюда приезжать снова и снова. У вас очень добрые и приветливые люди. Если спросить, как куда-то пройти, то всегда подскажут, поэтому заблудиться здесь невозможно.
Мне здесь все нравится. Я уже почти две недели в Баку благодаря директору Театра оперы и балета Акифу Меликову, поэтому мне удалось вдоволь прогуляться по городу.
Азербайджанские актеры о Сергее Юрском: мир потерял великого человека >>
Очень внимательно ко мне отнеслись и солисты, и концертмейстеры. Они опекали меня, все показали. Я посетила с ними Ичеришехер и купила там кучу подарков для своих студентов, а также специй, сухофруктов.
- А что насчет азербайджанской кухни? Какое блюдо вам больше всего понравилось?
- Самым первым я попробовала шах-плов. Мне еще в Москве было дано задание обязательно попробовать этот плов. У меня в Москве есть студентка, ее папа родом из Азербайджана, и они часто приезжают в Баку к родственникам. Так вот, именно она мне впервые прорекламировала это блюдо.
Она настоятельно рекомендовала мне попробовать шах-плов именно в одном из ресторанов Старого города. После того как я попробовала его, поняла, что не зря мне его советовали. Это просто бесподобное блюдо. Также попробовала кебаб, кутабы, пахлаву разных видов и многие другие сладости. Девочки в театре мне каждый раз приносят что-то вкусненькое.
- Знакомы ли вы с азербайджанской музыкой? Слышали ее вообще где-то?
- Я слышала только композиции в исполнении Полада Бюльбюльоглу. Мугам пока не довелось слышать, но очень хотелось бы.
Также хотела бы посмотреть и послушать классические произведения азербайджанских композиторов. Надеюсь, что в будущем, когда вновь приеду сюда, мне удастся что-то посмотреть, послушать.
Знаменитую оперу с участием Эльчина Азизова впервые показали в Баку >>
- До приезда в Баку были знакомы с азербайджанскими оперными певцами?
- Я много спектаклей спела с Эльчином Азизовым. Он прекрасный певец, очень профессиональный артист и хороший человек. С Юсифом Эйвазовым мне не доводилось выступать, и, думаю, что уже вряд ли получится, потому что всему свое время.
Азербайджанских оперных певцов очень много в России и за рубежом. Я часто сижу в жюри на российских и международных конкурсах, и в каждом из них можно увидеть азербайджанца. У вас очень хорошее подрастающее поколение вокалистов. Это относится не только к тем, кто живет в Азербайджане, но и тем, кто, к примеру, живет в России. У них хорошая природа голосов, есть потенциал.
- Не трудно работать с азербайджанскими коллегами?
- Ребята податливые, с хорошим чувством юмора. Когда люди с легкостью относятся к работе, приятно с ними работать. Я уже вижу результат наших мастер-классов, и рада этому. Самая главная задача педагога – это показать на какие-то недостатки, немножко перестроить образ мышления так, чтобы человек дальше мог справляться сам.
Лауреат "Грэмми" в Баку: Муслим Магомаев - гордость всей планеты >>
Мы, как врачи, должны поставить правильный "диагноз" и назначить "лечение", а остальное уже зависит от пациента – вылечится он или нет. Настрой у солистов хороший, желание горы свернуть - огромное, поэтому, думаю, что все будет хорошо.
Солисты, отобранные в театр, все достойные люди. Хотелось бы, если, конечно, будет финансовая возможность, чуть-чуть расширить состав труппы. Самое главное в театре – преемственность поколений, чтобы традиции передавались от старших к молодым. Для этого нужен приток свежих исполнителей. Театр без дотации жить не может.
- К сожалению, не все представители старшего поколения хотят поддерживать молодежь…
- Это неправильно. Человек, приходящий в театр, должен понимать, что его век не бесконечен. Надо совершенно спокойно уступать место молодым. Если ты получил славу и спел, сколько мог, то и уходить со сцены должен вовремя. Я, как певица, всю жизнь проработавшая в театре, понимаю, что ужасней всего во время ухода со сцены услышать за своей спиной слова "голоса нет, но все равно не уходит". Лучше уйти в зените своей славы.
- У вас в России есть своя школа вокала для детей, где вы преподаете вокалистам разных возрастов. Многие ли сейчас мечтают стать оперными певцами?
- Когда мы только открылись, пришёл девятилетний худенький мальчик и сказал мне, что хочет стать народным артистом и солистом Большого театра. Я была обескуражена. Сейчас он уже лауреат многих международных конкурсов.
Детей хороших много, просто мы живем в такое время, что родители устают на работе и не у всех есть время и желание отвести ребенка в какой-то кружок. Это приводит к угасанию таланта у детей. Виной этому являются родители.
К нам очень много детей приводят в основном бабушки. У нас в школе учатся дети даже не из очень близких пригородов России.
- Вы в своей профессии добились многих успехов. О чем сейчас мечтает Лариса Рудакова?
- Мечтаю о том, чтобы мои ученики продлили мое творчество. Все, что у меня накопилось за эти годы, я бы очень хотела отдать своим ученикам. Я думаю, что у нас самая счастливая профессия, хоть и тяжелая.
- Какой бы совет вы дали своим азербайджанским коллегам?
Жизнь продолжается: Александр Шаровский вернулся на сцену в день своего рождения >>
- Отдавать себя на сцене полностью зрителю. Вы должны всегда петь так, как будто это ваш последний спектакль в жизни. Певец – это посредник между Богом и людьми. Ты получил божий дар, и должен его отдать людям. Не отдашь, - высшие силы тебя накажут.