https://az.sputniknews.ru/20250508/baku-i-minsk-v-poiskakh-resheniy-logistika-kooperatsiya-karabakh-471224371.html
Баку и Минск в поисках решений: логистика, кооперация, Карабах
Баку и Минск в поисках решений: логистика, кооперация, Карабах
Sputnik Азербайджан
О том, почему Баку и Минск активизируют экономическое партнерство, делают ставку на развитие ненефтяного сектора и участие в проекте "Север — Юг", — читайте в... 08.05.2025, Sputnik Азербайджан
2025-05-08T13:00+0400
2025-05-08T13:00+0400
2025-05-08T15:39+0400
аналитика
азербайджан
беларусь
экономика
карабах
освобожденные территории
коридор "север-юг"
сельское хозяйство
машиностроение
ильхам алиев
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e9/05/06/471202974_0:50:944:581_1920x0_80_0_0_22f6be62aac45b6b3d31150ab89d1615.jpg
Премьер-министр Беларуси Александр Турчин 5–6 мая находился с официальным визитом в Азербайджане. Это был ответ на визит премьер-министра Азербайджана Али Асадова в Минск 2–4 октября прошлого года.Подобная интенсификация диалога на уровне глав правительств является следствием договоренностей, достигнутых между президентами Азербайджана Ильхамом Алиевым и Беларуси Александром Лукашенко во время государственного визита последнего в Баку в мае 2024 года. Тогда стороны решили активизировать торгово-экономические отношения, в том числе с точки зрения развития кооперации в сфере промышленности и агропромышленного сектора.Беларусь является одной из тех стран СНГ, с которой у Азербайджана развивается активный диалог практически по всем направлениям, представляющим взаимный интерес. Долгие годы страна прочно удерживала второе место после России в товарообороте Азербайджана со странами Содружества.В 2024 году товарооборот между странами достиг $506,17 млн, что на 46% превышает показатели предыдущего года.Интенсификация диалога сторон по линии экономики и торговли за последний год привела к тому, что Азербайджан поднялся с 13-го на 11-е место среди торговых партнеров Беларуси и занял седьмое место по объему белорусского экспорта. Значительную роль в двусторонней торговле сыграла биржевая торговля: сделки, заключенные азербайджанскими компаниями на Белорусской универсальной товарной бирже, обеспечили более 20% всего объема товарооборота между странами.Обе страны продолжают активное развитие экономического диалога также посредством участия в совместных бизнес-форумах и выставках, таких как CaspianAgro и InterFood в Баку, а также Belagro и INNOPROM в Минске.Несмотря на существенный рост азербайджанского экспорта, диспропорции в торговле всё ещё сохраняются. Однако, принимая во внимание тенденцию, можно ожидать, что к концу года они на порядок уменьшатся.На это указывают и итоги визита белорусского премьера в Азербайджан. Известно, что по итогам визита были подписаны: "Меморандум о развитии сотрудничества между Гянджинским автомобильным заводом и Минским тракторным заводом в области поставок тракторного оборудования", "План мероприятий по сотрудничеству в области ветеринарии между Агентством продовольственной безопасности Азербайджанской Республики и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь на 2025–2027 годы", "Меморандум о взаимопонимании между Агентством устойчивого и оперативного социального обеспечения Азербайджанской Республики и Республиканским унитарным предприятием 'Национальный центр электронных услуг' Республики Беларусь" и "План мероприятий по реализации Меморандума о взаимопонимании между соответствующими министерствами Азербайджанской Республики и Республики Беларусь на 2025–2026 годы".Данные документы призваны стимулировать развитие проектов в области машиностроения, сельского хозяйства, цифровизации, социального обеспечения.Для Азербайджана сотрудничество с Беларусью рассматривается в качестве важного фактора развития ненефтяного сектора и избавления своей экономики от чрезмерной зависимости от продажи энергоресурсов. Неслучайно на встрече Александра Турчина с президентом Ильхамом Алиевым были обсуждены конкретные вопросы, связанные с двусторонним взаимодействием в указанной сфере. В частности, речь идет об организации в Азербайджане совместных участков по производству лифтов, бытовой техники, сельскохозяйственной, в частности животноводческой, мясо-молочной и птицеводческой продукции. Межправительственной комиссии были даны соответствующие поручения по упомянутым направлениям.В данном контексте особенно важно участие компаний из Беларуси в восстановительно-строительных работах на освобожденных от оккупации территориях Азербайджана. С целью ознакомления с ведущимися там работами премьер-министр Беларуси посетил освобожденные территории и был проинформирован о ситуации на местах.Для белорусских компаний сотрудничество с Азербайджаном позволяет облегчить пресс западных санкций, наложенных на страну, и получить новый и устойчивый рынок. В рамках своей поездки в Карабах премьер-министр Беларуси посетил село Гызыл Кянгярли в Агдамском районе, где предусматривается строительство агрогородка. Данный проект реализуется правительством Беларуси по инициативе президента страны А. Лукашенко и предполагает создание крупного агрохолдинга, ориентированного на развитие животноводства, птицеводства и овощеводства.Ввод предприятия в эксплуатацию запланирован на 2027 год. В рамках проекта в Агдамском районе также будет построен населенный пункт на 420 семей.Ранее Турчин находился в освобожденном от оккупации Физули, где ознакомился с проводимыми работами по реконструкции и созиданию. Физулинский аэропорт стал последней его дестинацией на территории Азербайджана. Сегодня местная воздушная гавань — это не только транспортный узел, но и символ доступности и развития Карабахского региона. В этой связи подвоз необходимого оборудования из Минска для белорусских компаний, действующих или собирающихся работать в Карабахе, удобнее осуществлять, используя возможности Физулинского международного аэропорта, являющегося в настоящее время воздушными воротами Карабаха. В целом, проблемы с доступностью и недостаточно эффективным транспортным сообщением между Азербайджаном и Беларусью в силу как географических, так и геополитических причин выступают серьезным сдерживающим фактором, мешающим росту взаимной торговли.Неслучайно в последние годы Минск демонстрирует устойчивый интерес к проекту транспортного коридора "Север - Юг", один из маршрутов которого проходит через Азербайджан. В этом контексте роль Азербайджана становится ключевой, особенно в связи с его стратегическим положением и развитием транзитной инфраструктуры. Из-за санкций Беларусь заинтересована в обходе традиционных маршрутов через Литву, Польшу и Украину. Транзит через Россию, Азербайджан и Иран рассматривается в качестве перспективной и жизнеспособной альтернативы.Кроме интенсификации связей с Баку, коридор открывает новые рынки сбыта для белорусской продукции (калий, техника, продукты питания) на Кавказе и в Передней Азии. Причем Минск хочет выступать как начальная точка для контейнерных поездов в направлении Ирана и Индии.В ходе консультаций и обсуждений по поводу участия Беларуси в проекте МТК "Север - Юг" неоднократно утверждалось, что для полноценного участия необходима модернизация логистических узлов и стыковка с железнодорожными сетями России и Азербайджана.Участие Беларуси в коридоре "Север - Юг" — это реальный путь для интеграции в южные логистические цепочки. Однако без координации с Азербайджаном и без инвестиций в логистику это участие будет ограничено. Республика в данном проекте выступает как ключевой логистический хаб, через который Беларусь может получить доступ к странам Азии и Ближнего Востока. Заинтересованность сторон в участии Беларуси в указанном проекте предполагает возможность реализации практических шагов в этом направлении уже в самое ближайшее время.
https://az.sputniknews.ru/20250506/aliev-nazval-prioritety-belarus--partner-v-agrootrasli-i-voenno-tekhnicheskoy-sfere-471204175.html
беларусь
карабах
баку
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_AZ
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e9/05/06/471202974_52:0:892:630_1920x0_80_0_0_3e6b09d0ae9104578a2569e479107813.jpgSputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
азербайджан, беларусь, экономика, карабах, освобожденные территории, коридор "север-юг", сельское хозяйство, машиностроение, ильхам алиев, президент, баку, животноводство, товарооборот, снг
азербайджан, беларусь, экономика, карабах, освобожденные территории, коридор "север-юг", сельское хозяйство, машиностроение, ильхам алиев, президент, баку, животноводство, товарооборот, снг
Баку и Минск в поисках решений: логистика, кооперация, Карабах
13:00 08.05.2025 (обновлено: 15:39 08.05.2025) О том, почему Баку и Минск активизируют экономическое партнерство, делают ставку на развитие ненефтяного сектора и участие в проекте "Север — Юг", — читайте в материале Sputnik Азербайджан
Премьер-министр Беларуси Александр Турчин 5–6 мая находился с официальным визитом в Азербайджане. Это был ответ на визит премьер-министра Азербайджана Али Асадова в Минск 2–4 октября прошлого года.
Подобная интенсификация диалога на уровне глав правительств является следствием договоренностей, достигнутых между президентами Азербайджана Ильхамом Алиевым и Беларуси Александром Лукашенко во время государственного визита последнего в Баку в мае 2024 года. Тогда стороны решили активизировать торгово-экономические отношения, в том числе с точки зрения развития кооперации в сфере промышленности и агропромышленного сектора.
Беларусь является одной из тех стран СНГ, с которой у Азербайджана развивается активный диалог практически по всем направлениям, представляющим взаимный интерес. Долгие годы страна прочно удерживала второе место после России в товарообороте Азербайджана со странами Содружества.
В 2024 году товарооборот между странами достиг $506,17 млн, что на 46% превышает показатели предыдущего года.
Интенсификация диалога сторон по линии экономики и торговли за последний год привела к тому, что Азербайджан поднялся с 13-го на 11-е место среди торговых партнеров Беларуси и занял седьмое место по объему белорусского экспорта. Значительную роль в двусторонней торговле сыграла биржевая торговля: сделки, заключенные азербайджанскими компаниями на Белорусской универсальной товарной бирже, обеспечили более 20% всего объема товарооборота между странами.
Обе страны продолжают активное развитие экономического диалога также посредством участия в совместных бизнес-форумах и выставках, таких как CaspianAgro и InterFood в Баку, а также Belagro и INNOPROM в Минске.
Несмотря на существенный рост азербайджанского экспорта, диспропорции в торговле всё ещё сохраняются. Однако, принимая во внимание тенденцию, можно ожидать, что к концу года они на порядок уменьшатся.
На это указывают и итоги визита белорусского премьера в Азербайджан. Известно, что по итогам визита были подписаны: "Меморандум о развитии сотрудничества между Гянджинским автомобильным заводом и Минским тракторным заводом в области поставок тракторного оборудования", "План мероприятий по сотрудничеству в области ветеринарии между Агентством продовольственной безопасности Азербайджанской Республики и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь на 2025–2027 годы", "Меморандум о взаимопонимании между Агентством устойчивого и оперативного социального обеспечения Азербайджанской Республики и Республиканским унитарным предприятием 'Национальный центр электронных услуг' Республики Беларусь" и "План мероприятий по реализации Меморандума о взаимопонимании между соответствующими министерствами Азербайджанской Республики и Республики Беларусь на 2025–2026 годы".
Данные документы призваны стимулировать развитие проектов в области машиностроения, сельского хозяйства, цифровизации, социального обеспечения.
Для Азербайджана сотрудничество с Беларусью рассматривается в качестве важного фактора развития ненефтяного сектора и избавления своей экономики от чрезмерной зависимости от продажи энергоресурсов. Неслучайно на встрече Александра Турчина с президентом Ильхамом Алиевым были обсуждены конкретные вопросы, связанные с двусторонним взаимодействием в указанной сфере. В частности, речь идет об организации в Азербайджане совместных участков по производству лифтов, бытовой техники, сельскохозяйственной, в частности животноводческой, мясо-молочной и птицеводческой продукции. Межправительственной комиссии были даны соответствующие поручения по упомянутым направлениям.
В данном контексте особенно важно участие компаний из Беларуси в восстановительно-строительных работах на освобожденных от оккупации территориях Азербайджана. С целью ознакомления с ведущимися там работами премьер-министр Беларуси посетил освобожденные территории и был проинформирован о ситуации на местах.
Для белорусских компаний сотрудничество с Азербайджаном позволяет облегчить пресс западных санкций, наложенных на страну, и получить новый и устойчивый рынок. В рамках своей поездки в Карабах премьер-министр Беларуси посетил село Гызыл Кянгярли в Агдамском районе, где предусматривается строительство агрогородка. Данный проект реализуется правительством Беларуси по инициативе президента страны А. Лукашенко и предполагает создание крупного агрохолдинга, ориентированного на развитие животноводства, птицеводства и овощеводства.
Ввод предприятия в эксплуатацию запланирован на 2027 год. В рамках проекта в Агдамском районе также будет построен населенный пункт на 420 семей.
Ранее Турчин находился в освобожденном от оккупации Физули, где ознакомился с проводимыми работами по реконструкции и созиданию. Физулинский аэропорт стал последней его дестинацией на территории Азербайджана. Сегодня местная воздушная гавань — это не только транспортный узел, но и символ доступности и развития Карабахского региона. В этой связи подвоз необходимого оборудования из Минска для белорусских компаний, действующих или собирающихся работать в Карабахе, удобнее осуществлять, используя возможности Физулинского международного аэропорта, являющегося в настоящее время воздушными воротами Карабаха.
В целом, проблемы с доступностью и недостаточно эффективным транспортным сообщением между Азербайджаном и Беларусью в силу как географических, так и геополитических причин выступают серьезным сдерживающим фактором, мешающим росту взаимной торговли.
Неслучайно в последние годы Минск демонстрирует устойчивый интерес к проекту транспортного коридора "Север - Юг", один из маршрутов которого проходит через Азербайджан. В этом контексте роль Азербайджана становится ключевой, особенно в связи с его стратегическим положением и развитием транзитной инфраструктуры. Из-за санкций Беларусь заинтересована в обходе традиционных маршрутов через Литву, Польшу и Украину. Транзит через Россию, Азербайджан и Иран рассматривается в качестве перспективной и жизнеспособной альтернативы.
Кроме интенсификации связей с Баку, коридор открывает новые рынки сбыта для белорусской продукции (калий, техника, продукты питания) на Кавказе и в Передней Азии. Причем Минск хочет выступать как начальная точка для контейнерных поездов в направлении Ирана и Индии.
В ходе консультаций и обсуждений по поводу участия Беларуси в проекте МТК "Север - Юг" неоднократно утверждалось, что для полноценного участия необходима модернизация логистических узлов и стыковка с железнодорожными сетями России и Азербайджана.
Участие Беларуси в коридоре "Север - Юг" — это реальный путь для интеграции в южные логистические цепочки. Однако без координации с Азербайджаном и без инвестиций в логистику это участие будет ограничено. Республика в данном проекте выступает как ключевой логистический хаб, через который Беларусь может получить доступ к странам Азии и Ближнего Востока. Заинтересованность сторон в участии Беларуси в указанном проекте предполагает возможность реализации практических шагов в этом направлении уже в самое ближайшее время.