https://az.sputniknews.ru/20250504/bez-propiski--net-shansa-v-baku-zhaluyutsya-na-pravila-priema-v-shkoly-471180094.html
Без прописки — нет шанса: в Баку жалуются на правила приема в школы
Без прописки — нет шанса: в Баку жалуются на правила приема в школы
Sputnik Азербайджан
Дети, не зарегистрированные по месту жительства, сталкиваются с проблемой при выборе школы 04.05.2025, Sputnik Азербайджан
2025-05-04T20:00+0400
2025-05-04T20:00+0400
2025-05-04T20:00+0400
аналитика
азербайджан
баку
образование
мнение
законодательство
место жительства
министерство науки и образования азербайджана
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e6/09/0f/446066308_0:104:2000:1229_1920x0_80_0_0_b2195e98fca4bee28f649f2f1b402c4c.jpg
БАКУ, 4 мая — Sputnik. Для предотвращения чрезмерной плотности учащихся в классах школ, где применяется территориальный принцип, граждане, имеющие постоянную регистрацию на территории, которая относится к учебному заведению, могут регистрировать своих детей через электронную систему.Об этом сообщили в Госагентстве по дошкольному и общему образованию (MÜTDA) в ответ на запрос Sputnik Азербайджан.Отмечается, что родители, не имеющие постоянной регистрации по месту фактического проживания, могут подавать заявку на прием в школу ребенка по истечении срока действия принципа приоритета или выбрать школы с невысокой плотностью учащихся в классах.Напомним, в Баку на Абшероне с 1 мая началась регистрация детей в первый класс общеобразовательных школ.Однако родители обеспокоены тем, что у них могут возникнуть проблемы с выбором школы.Так, родители, проживающие Хырдалане, говорят, что в городских средних школах № 3 и № 5 действует принцип приоритета, и граждане, незарегистрированные на "подведомственной" этим учебным заведениям территории, не могут определить своих детей в указанные школы. По их словам, с самой большой проблемой сталкиваются арендаторы жилья. Поскольку арендодатели не предоставляют им документы об адресе фактического проживания, снимающие квартиры не могут подтвердить, что проживают в этом районе.Как сообщили в MÜTDA, в процессе электронной регистрации детей в первый класс общественности предоставили перечень общеобразовательных учреждений, расположенных в Баку и Сумгайыте, где будет применяться принцип приоритета, и территории, которые закреплены за этими школами. Граждане должны войти в аккаунт Управления образования Баку и Абшерон-Хызинского регионального управления образования и уточнить, включен ли адрес постоянной регистрации в дислокацию.Родители, не имеющие постоянной регистрации, по завершении срока действия принципа приоритета могут занимать вакантные места или выбирать школы, в которых нет высокой плотности учащихся.Нарушается принцип социальной справедливости и углубляется неравенствоОчередной прием в первый класс, сказал Sputnik Азербайджан эксперт по вопросам образования Кямран Асадов, вновь поднял вопросы, которые накопились в системе образования. В числе их – введение понятия "приоритет" при поступлении в школы и трудности, с которыми сталкиваются родители будущих первоклашек, не имеющие соответствующей регистрации.В некоторых школах города Баку действует территориальный принцип, согласно которому право на обучение в них получают только дети, зарегистрированные на "подведомственной" этим учебным заведениям территории. С одной стороны, это направлено на защиту права местного населения на образование, а с другой - для многих семей порождает правовые, социальные и психологические проблемы.По данным Министерства науки и образования, в Баку функционирует более 300 общеобразовательных школ, и только в 15% из них - в основном в центральных и высокорейтинговых – применяется территориальный принцип.Асадов отметил, что, хотя в школах, где не применяется территориальный принцип, есть более широкие возможности для приема учащихся, родители не особенно хотят выбирать эти учебные заведения, поскольку считают, что качество образования в них низкое, особенно в сравнении с высокорейтинговыми школами. В результате плотность учащихся в классах в престижных заведениях еще больше увеличивается, что в конечном итоге приводит к таким нежелательным случаям, как использование личных связей, неофициальные обращения, перевод учащегося из одной школы в другую.Эксперт также отметил, что Министерство науки и образования приняло ряд мер для минимизации этих проблем.Например, если ребенок временно состоит на учете в районе расположения школы, семья может воспользоваться правом на образование. Также учитывается, если сестра или брат ребенка учится в этой школе или работает один из родителей, или ребенок живет с бабушкой и дедушкой, проживающими по адресу, который близко расположен к школе."Хотя эти исключения регулируются на правовой основе, они либо не распространяются на многие семьи, либо зависят от субъективных решений администрации. Это противоречит принципу прозрачности и правовой стабильности системы", – пояснил специалист.По словам эксперта, хотя в большинстве стран мира при выборе школы применяется территориальный принцип, это никогда не приводит к ограничению доступа к образованию. При этом подобный принцип, как правило, носит рекомендательный, а не правовой характер.Асадов подчеркнул, что данный вопрос в Азербайджане не отрегулирован с юридической точки зрения. Так, хотя территориальный принцип в "Правилах приема учащихся в общеобразовательные школы" прописан как исключение, в действительности количество школ, руководствующихся этим принципом, и их социальная значимость (рейтинг, репутация) стали серьезным фактором давления на родителей. Это говорит о слабом системном планировании и управленческой гибкости."Если все останется без изменений, то в ближайшие годы все больше родителей будут искать обходные пути для того, чтобы их ребенок поступил именно в ту школу, которую они выбрали, и тогда право на образование будет обусловлено социальным статусом и ресурсами семьи, что усугубит неравенство в образовании. В то же время доступ к качественному образованию для детей из семей, приезжающих из регионов в столицу, будет еще более ограничен. Это ставит под сомнение принцип справедливого и инклюзивного образования, который является одной из основных целей национальной образовательной системы", – указал Асадов.По его мнению, в школах, где при поступлении в первый класс применяется территориальный принцип, этот процесс должен быть прозрачным, должны учитываться альтернативные критерии (психологическая подготовка ребенка, социальное положение, фактор сестры, место работы родителя и т.д.) и расширены правовые основы, связанные с временной регистрацией.
https://az.sputniknews.ru/20250501/predprinimayutsya-mery-po-uproscheniyu-registratsii-uchaschikhsya-pervykh-klassov-471150304.html
баку
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_AZ
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e6/09/0f/446066308_112:0:1889:1333_1920x0_80_0_0_aa3835db2d1020cd3a50c35adee141c4.jpgSputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
азербайджан, баку, образование, мнение, законодательство, место жительства, министерство науки и образования азербайджана
азербайджан, баку, образование, мнение, законодательство, место жительства, министерство науки и образования азербайджана
Без прописки — нет шанса: в Баку жалуются на правила приема в школы
Дети, не зарегистрированные по месту жительства, сталкиваются с проблемой при выборе школы
БАКУ, 4 мая — Sputnik. Для предотвращения чрезмерной плотности учащихся в классах школ, где применяется территориальный принцип, граждане, имеющие постоянную регистрацию на территории, которая относится к учебному заведению, могут регистрировать своих детей через электронную систему.
Об этом сообщили в Госагентстве по дошкольному и общему образованию (MÜTDA) в ответ на запрос Sputnik Азербайджан.
Отмечается, что родители, не имеющие постоянной регистрации по месту фактического проживания, могут подавать заявку на прием в школу ребенка по истечении срока действия принципа приоритета или выбрать школы с невысокой плотностью учащихся в классах.
Напомним, в Баку на Абшероне с 1 мая началась регистрация детей в первый класс общеобразовательных школ.
Однако родители обеспокоены тем, что у них могут возникнуть проблемы с выбором школы.
Так, родители, проживающие Хырдалане, говорят, что в городских средних школах № 3 и № 5 действует принцип приоритета, и граждане, незарегистрированные на "подведомственной" этим учебным заведениям территории, не могут определить своих детей в указанные школы. По их словам, с самой большой проблемой сталкиваются арендаторы жилья. Поскольку арендодатели не предоставляют им документы об адресе фактического проживания, снимающие квартиры не могут подтвердить, что проживают в этом районе.
Как сообщили в MÜTDA, в процессе электронной регистрации детей в первый класс общественности предоставили перечень общеобразовательных учреждений, расположенных в Баку и Сумгайыте, где будет применяться принцип приоритета, и территории, которые закреплены за этими школами. Граждане должны войти в аккаунт Управления образования Баку и Абшерон-Хызинского регионального управления образования и уточнить, включен ли адрес постоянной регистрации в дислокацию.
Родители, не имеющие постоянной регистрации, по завершении срока действия принципа приоритета могут занимать вакантные места или выбирать школы, в которых нет высокой плотности учащихся.
Нарушается принцип социальной справедливости и углубляется неравенство
Очередной прием в первый класс, сказал Sputnik Азербайджан эксперт по вопросам образования Кямран Асадов, вновь поднял вопросы, которые накопились в системе образования. В числе их – введение понятия "приоритет" при поступлении в школы и трудности, с которыми сталкиваются родители будущих первоклашек, не имеющие соответствующей регистрации.
В некоторых школах города Баку действует территориальный принцип, согласно которому право на обучение в них получают только дети, зарегистрированные на "подведомственной" этим учебным заведениям территории. С одной стороны, это направлено на защиту права местного населения на образование, а с другой - для многих семей порождает правовые, социальные и психологические проблемы.
По данным Министерства науки и образования, в Баку функционирует более 300 общеобразовательных школ, и только в 15% из них - в основном в центральных и высокорейтинговых – применяется территориальный принцип.
Асадов отметил, что, хотя в школах, где не применяется территориальный принцип, есть более широкие возможности для приема учащихся, родители не особенно хотят выбирать эти учебные заведения, поскольку считают, что качество образования в них низкое, особенно в сравнении с высокорейтинговыми школами. В результате плотность учащихся в классах в престижных заведениях еще больше увеличивается, что в конечном итоге приводит к таким нежелательным случаям, как использование личных связей, неофициальные обращения, перевод учащегося из одной школы в другую.
"Согласно статье 13 закона " Об образовании", каждый гражданин имеет право на бесплатное общее образование в школе, близкой к месту жительства. Но на практике это право фактически обеспечивается только официальной регистрацией, поэтому на самом деле оно недоступно для семей, проживающих в арендуемом жилье или не имеющих регистрации. Поэтому такие родители либо отправляют своих детей в более отдаленные школы, либо ищут незаконные способы регистрации. Это нарушает принцип социальной справедливости и углубляет неравенство", – считает Асадов.
Эксперт также отметил, что Министерство науки и образования приняло ряд мер для минимизации этих проблем.
Например, если ребенок временно состоит на учете в районе расположения школы, семья может воспользоваться правом на образование. Также учитывается, если сестра или брат ребенка учится в этой школе или работает один из родителей, или ребенок живет с бабушкой и дедушкой, проживающими по адресу, который близко расположен к школе.
"Хотя эти исключения регулируются на правовой основе, они либо не распространяются на многие семьи, либо зависят от субъективных решений администрации. Это противоречит принципу прозрачности и правовой стабильности системы", – пояснил специалист.
По словам эксперта, хотя в большинстве стран мира при выборе школы применяется территориальный принцип, это никогда не приводит к ограничению доступа к образованию. При этом подобный принцип, как правило, носит рекомендательный, а не правовой характер.
Асадов подчеркнул, что данный вопрос в Азербайджане не отрегулирован с юридической точки зрения. Так, хотя территориальный принцип в "Правилах приема учащихся в общеобразовательные школы" прописан как исключение, в действительности количество школ, руководствующихся этим принципом, и их социальная значимость (рейтинг, репутация) стали серьезным фактором давления на родителей. Это говорит о слабом системном планировании и управленческой гибкости.
"Если все останется без изменений, то в ближайшие годы все больше родителей будут искать обходные пути для того, чтобы их ребенок поступил именно в ту школу, которую они выбрали, и тогда право на образование будет обусловлено социальным статусом и ресурсами семьи, что усугубит неравенство в образовании. В то же время доступ к качественному образованию для детей из семей, приезжающих из регионов в столицу, будет еще более ограничен. Это ставит под сомнение принцип справедливого и инклюзивного образования, который является одной из основных целей национальной образовательной системы", – указал Асадов.
По его мнению, в школах, где при поступлении в первый класс применяется территориальный принцип, этот процесс должен быть прозрачным, должны учитываться альтернативные критерии (психологическая подготовка ребенка, социальное положение, фактор сестры, место работы родителя и т.д.) и расширены правовые основы, связанные с временной регистрацией.