https://az.sputniknews.ru/20250411/shkoly-v-azerbaydzhane-stanut-yurlitsami-publichnogo-prava-chto-iz-etogo-sleduet-470979629.html
Школы в Азербайджане станут юрлицами публичного права: что из этого следует?
Школы в Азербайджане станут юрлицами публичного права: что из этого следует?
Sputnik Азербайджан
Школы будут финансироваться не только за счет государства, но и за счет родителей учащихся, однако возникает сомнение в правильности распоряжения этими... 11.04.2025, Sputnik Азербайджан
2025-04-11T09:00+0400
2025-04-11T09:00+0400
2025-04-11T17:32+0400
аналитика
азербайджан
милли меджлис
образование
общество
эмин амруллаев
школа
финансирование
государственный бюджет
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e6/09/0f/446066313_0:104:2000:1229_1920x0_80_0_0_9eb413e69904dbf31deb1210a50ce557.jpg.webp
БАКУ, 11 апр – Sputnik. В Азербайджане уже давно создаются юридические лица публичного права. Переход школ в этот статус поначалу должен осуществляться в виде пилотного проекта, а уже потом и во всех средних учебных заведениях могут быть предприняты шаги в этом направлении.Об этом Sputnik Азербайджан заявил член комитета Милли Меджлиса (парламента) по науке и образованию Джейхун Мамедов.Напомним, 8 апреля министр науки и образования Эмин Амруллаев заявил журналистам, что важно, чтобы школы стали публичными юридическими лицами."В настоящее время школы подчиняются региональным управлениям образования. Преобразование школ в публичные юридические лица – длительный процесс. Поэтому то, что мы видим сейчас, – просто реализация этого процесса как трансформации. На следующем этапе мы сделаем это в пилотном порядке. Но важно и подушевое финансирование", – подчеркнул министр.Это заявление главы образовательного ведомства вызвало широкий резонанс в обществе. Граждане резонно задают вопрос: как будут финансироваться школы после того, как получат статус юрлица публичного права?Депутат считает, что если сам процесс будет осуществляться правильно, будет разработан и реализован четкий механизм финансирования, и обеспечена его прозрачность, то превращение школ в публичные юридические лица не только не создаст проблем, но скажется даже положительно на финансовом состоянии школ: они смогут повышать заработную плату учителей, своевременно проводить ремонт и т.д.Новый статус не означает прекращения госфинансированияСпециалист по вопросам образования и карьеры Рамин Нуралиев рассказал Sputnik Азербайджан, что превращение школ в публичные юридические лица не означает, что они не будут финансироваться из госбюджета. По его словам, учреждения, ставшие публичными юридическими лицами, в отличие от госучреждений, находятся на самофинансировании, но, опять же, покрывать определенную часть своих расходов они будут за счет государства.В настоящее время, согласно действующему законодательству, все расходы и услуги общеобразовательных учреждений покрываются за счет государства, школы не могут оказывать гражданам какие бы то ни было платные услуги. Но когда они станут юрлицами публичного права, то в определенной степени перейдут на самофинансирование. Например, школа сможет сдавать в аренду свой спортзал или актовый зал, заключив с арендатором соответствующий договор, и вырученные средства будут поступать в школьный бюджет. Именно по такому принципу работают школы в большинстве европейских государств, отметил эксперт."В наших школах сегодня создаются так называемые школьные фонды, в которые с родителей учеников собирают деньги на веники, бумагу, маркеры, мел и прочее. Если учебные заведения станут публичными юридическими лицами, они смогут самостоятельно, за счет собственных средств покрывать свои расходы, по крайней мере на такую мелочь", – сказал Нуралиев.По словам эксперта, это положительные стороны вопроса. А недостатки этого новшества связаны с возможностью злоупотреблений руководства школы. Директор школы может использовать получаемый доход в своих интересах, поэтому необходим контроль.Преимущества с точки зрения управленияДругой эксперт по вопросам образования Кямран Асадов заявил Sputnik напомнил, что статья 1.1 закона "О публичных юридических лицах" гласит, что публичное юридическое лицо отделено от государства, но подконтрольно ему, действует в публичных целях, имеет самостоятельный баланс и статус юридического лица."Этот статус расширяет возможности школы самостоятельно принимать решения в административной, финансовой и кадровой сфере, создает условия для более оперативной реализации отвечающей местным потребностям образовательной политики", – сказал Асадов.Эксперт отметил, что переход в статус публичных юрлиц может обеспечить решение вопросов школ в соответствии с их внутренними потребностями, более целенаправленное распределение финансовых и человеческих ресурсов.По данным за 2023 год, сказал Асадов, в республике было4 455 государственных общеобразовательных школ, в которых обучалось более 1,6 млн учащихся. Если эти школы получат статус публичного юрлица и подушевое финансирование, средства, выделяемые на каждого учащегося, могут быть использованы более прозрачно, целенаправленно и эффективно.По мнению Асадова, статус публичных юридических лиц школ создает множество преимуществ и с точки зрения управления."Будут расширены полномочия директоров школ по принятию решений, набор учителей будет осуществляться на более гибкой и прозрачной основе. Эти изменения создадут основу для формирования более эффективного подхода к управлению образованием. Поскольку публичные юрлица свободны в планировании бюджета, они смогут определять приоритеты по таким направлениям, как снабжение, инфраструктура, меры по повышению квалификации преподавателей в соответствии с конкретными потребностями школы", – отметил специалист.Важно обеспечить равные возможности школ и права учителейВ то же время эксперт отметил, что нельзя игнорировать и негативные стороны этого процесса. По его мнению, правовая и финансовая независимость будет эффективной, только если руководители школ будут обладать необходимыми знаниями и навыками в этой области. Несмотря на то, что большинство действующих директоров имеют педагогический опыт, существуют серьезные пробелы в области менеджмента, права и финансового управления."Если эти пробелы не будут устранены, модель публичного юрлица останется только формальной реформой и не повлияет на качество управления школами. Поэтому важно разработать новые программы сертификации и повышения квалификации руководителей школ, особенно в области менеджмента и госуправления", – подчеркнул Асадов.Кроме того, сказал эксперт, следует учитывать риск негативного влияния этой модели на равные возможности."В то время как городские школы могут привлекать дополнительные финансовые ресурсы за счет спонсоров и различных проектов, отдаленные и сельские школы могут быть лишены такихвозможностей. В этом случае социальный и финансовый разрыв между школами может углубиться. Для устранения этой разницы необходимо введение государством дополнительных субсидий или межрегиональных балансирующих механизмов", – отметил специалист.Эксперт также подчеркнул, что особого внимания требует и вопрос трудовых прав учителей. В модели публичного юрлица наем преподавателей по контракту может вызвать у них беспокойство с точки зрения стабильности и социального обеспечения."В связи с этим при внедрении новой модели должны быть полностью обеспечены права учителей на социальную защиту, стажировку и пенсию, в законодательстве должны быть отражены конкретные гарантии в этой сфере", – сказал Асадов.Он также отметил, что наряду с преобразованием школ в публичные юрлица, должны быть установлены механизмы общественного контроля и отчетности. Основным элементом этих механизмов должно стать обнародование годовых отчетов о деятельности, правовой статус родительских сообществ и наблюдательных советов, участие местного сообщества в принятии решений. В противном случае независимое управление может привести не к прозрачности, а к формированию закрытых и неконтролируемых структур.
https://az.sputniknews.ru/20250410/sudba-abiturientov-v-ikh-rukakh-kto-takie-uchitelya-markery-v-azerbaydzhane-470977131.html
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_AZ
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e6/09/0f/446066313_112:0:1889:1333_1920x0_80_0_0_ad0c6dbdf08c91d7714665155dd1c3d6.jpg.webpSputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
азербайджан, милли меджлис, образование, общество, эмин амруллаев, школа, финансирование, государственный бюджет
азербайджан, милли меджлис, образование, общество, эмин амруллаев, школа, финансирование, государственный бюджет
Школы в Азербайджане станут юрлицами публичного права: что из этого следует?
09:00 11.04.2025 (обновлено: 17:32 11.04.2025) Школы будут финансироваться не только за счет государства, но и за счет родителей учащихся, однако возникает сомнение в правильности распоряжения этими средствами директорами школ.
БАКУ, 11 апр – Sputnik. В Азербайджане уже давно создаются юридические лица публичного права. Переход школ в этот статус поначалу должен осуществляться в виде пилотного проекта, а уже потом и во всех средних учебных заведениях могут быть предприняты шаги в этом направлении.
Об этом Sputnik Азербайджан заявил член комитета Милли Меджлиса (парламента) по науке и образованию Джейхун Мамедов.
Напомним, 8 апреля министр науки и образования Эмин Амруллаев заявил журналистам, что важно, чтобы школы стали публичными юридическими лицами.
"В настоящее время школы подчиняются региональным управлениям образования. Преобразование школ в публичные юридические лица – длительный процесс. Поэтому то, что мы видим сейчас, – просто реализация этого процесса как трансформации. На следующем этапе мы сделаем это в пилотном порядке. Но важно и подушевое финансирование", – подчеркнул министр.
Это заявление главы образовательного ведомства вызвало широкий резонанс в обществе. Граждане резонно задают вопрос: как будут финансироваться школы после того, как получат статус юрлица публичного права?
Депутат считает, что если сам процесс будет осуществляться правильно, будет разработан и реализован четкий механизм финансирования, и обеспечена его прозрачность, то превращение школ в публичные юридические лица не только не создаст проблем, но скажется даже положительно на финансовом состоянии школ: они смогут повышать заработную плату учителей, своевременно проводить ремонт и т.д.
"Система должна быть выстроена должным образом, должна быть прозрачной, чтобы люди не страдали (от этого новшества – ред.). Негативной стороной процесса может быть неправильное управление финансами, участие родителей в процессе и другие вопросы, которые мы можем рассмотреть и дать им точную оценку только после того, как несколько школ станут юрлицами публичного права", – сказал Мамедов.
Новый статус не означает прекращения госфинансирования
Специалист по вопросам образования и карьеры Рамин Нуралиев рассказал Sputnik Азербайджан, что превращение школ в публичные юридические лица не означает, что они не будут финансироваться из госбюджета. По его словам, учреждения, ставшие публичными юридическими лицами, в отличие от госучреждений, находятся на самофинансировании, но, опять же, покрывать определенную часть своих расходов они будут за счет государства.
В настоящее время, согласно действующему законодательству, все расходы и услуги общеобразовательных учреждений покрываются за счет государства, школы не могут оказывать гражданам какие бы то ни было платные услуги. Но когда они станут юрлицами публичного права, то в определенной степени перейдут на самофинансирование. Например, школа сможет сдавать в аренду свой спортзал или актовый зал, заключив с арендатором соответствующий договор, и вырученные средства будут поступать в школьный бюджет. Именно по такому принципу работают школы в большинстве европейских государств, отметил эксперт.
"В наших школах сегодня создаются так называемые школьные фонды, в которые с родителей учеников собирают деньги на веники, бумагу, маркеры, мел и прочее. Если учебные заведения станут публичными юридическими лицами, они смогут самостоятельно, за счет собственных средств покрывать свои расходы, по крайней мере на такую мелочь", – сказал Нуралиев.
По словам эксперта, это положительные стороны вопроса. А недостатки этого новшества связаны с возможностью злоупотреблений руководства школы. Директор школы может использовать получаемый доход в своих интересах, поэтому необходим контроль.
Преимущества с точки зрения управления
Другой эксперт по вопросам образования Кямран Асадов заявил Sputnik напомнил, что статья 1.1 закона "О публичных юридических лицах" гласит, что публичное юридическое лицо отделено от государства, но подконтрольно ему, действует в публичных целях, имеет самостоятельный баланс и статус юридического лица.
"Этот статус расширяет возможности школы самостоятельно принимать решения в административной, финансовой и кадровой сфере, создает условия для более оперативной реализации отвечающей местным потребностям образовательной политики", – сказал Асадов.
Эксперт отметил, что переход в статус публичных юрлиц может обеспечить решение вопросов школ в соответствии с их внутренними потребностями, более целенаправленное распределение финансовых и человеческих ресурсов.
По данным за 2023 год, сказал Асадов, в республике было4 455 государственных общеобразовательных школ, в которых обучалось более 1,6 млн учащихся. Если эти школы получат статус публичного юрлица и подушевое финансирование, средства, выделяемые на каждого учащегося, могут быть использованы более прозрачно, целенаправленно и эффективно.
"В таком случае доходы школы будут формироваться в соответствии с количеством учащихся, что подтолкнет образовательные учреждения к конкуренции, чтобы привлечь больше учащихся, повысить качество обучения и правильно использовать свои ресурсы. Это также стимул для внедрения инноваций в управление школ", – сказал эксперт.
По мнению Асадова, статус публичных юридических лиц школ создает множество преимуществ и с точки зрения управления.
"Будут расширены полномочия директоров школ по принятию решений, набор учителей будет осуществляться на более гибкой и прозрачной основе. Эти изменения создадут основу для формирования более эффективного подхода к управлению образованием. Поскольку публичные юрлица свободны в планировании бюджета, они смогут определять приоритеты по таким направлениям, как снабжение, инфраструктура, меры по повышению квалификации преподавателей в соответствии с конкретными потребностями школы", – отметил специалист.
Важно обеспечить равные возможности школ и права учителей
В то же время эксперт отметил, что нельзя игнорировать и негативные стороны этого процесса. По его мнению, правовая и финансовая независимость будет эффективной, только если руководители школ будут обладать необходимыми знаниями и навыками в этой области. Несмотря на то, что большинство действующих директоров имеют педагогический опыт, существуют серьезные пробелы в области менеджмента, права и финансового управления.
"Если эти пробелы не будут устранены, модель публичного юрлица останется только формальной реформой и не повлияет на качество управления школами. Поэтому важно разработать новые программы сертификации и повышения квалификации руководителей школ, особенно в области менеджмента и госуправления", – подчеркнул Асадов.
Кроме того, сказал эксперт, следует учитывать риск негативного влияния этой модели на равные возможности.
"В то время как городские школы могут привлекать дополнительные финансовые ресурсы за счет спонсоров и различных проектов, отдаленные и сельские школы могут быть лишены такихвозможностей. В этом случае социальный и финансовый разрыв между школами может углубиться. Для устранения этой разницы необходимо введение государством дополнительных субсидий или межрегиональных балансирующих механизмов", – отметил специалист.
Эксперт также подчеркнул, что особого внимания требует и вопрос трудовых прав учителей. В модели публичного юрлица наем преподавателей по контракту может вызвать у них беспокойство с точки зрения стабильности и социального обеспечения.
"В связи с этим при внедрении новой модели должны быть полностью обеспечены права учителей на социальную защиту, стажировку и пенсию, в законодательстве должны быть отражены конкретные гарантии в этой сфере", – сказал Асадов.
Он также отметил, что наряду с преобразованием школ в публичные юрлица, должны быть установлены механизмы общественного контроля и отчетности. Основным элементом этих механизмов должно стать обнародование годовых отчетов о деятельности, правовой статус родительских сообществ и наблюдательных советов, участие местного сообщества в принятии решений. В противном случае независимое управление может привести не к прозрачности, а к формированию закрытых и неконтролируемых структур.